Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Роль домашнего задания в развитии личности учащегося

Страница 3

Операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и другие, обеспечивают решение почти всех возможных задач. Обучая этим операциям и приёмам мыслительной деятельности, используя для этого домашнее задание, учитель тем самым способствует формированию и развитию многих качеств мышления учащихся. Немалую роль здесь играет система постепенно усложняющихся самостоятельных письменных домашних работ для учащихся: репродуктивных, познавательно-поисковых, творческих, познавательно-практических. Они развивают у учащихся потребность и умение самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, самим выявлять вопрос или задачу, находить подходы к решению, критически относиться к ним, выражать собственное мнение.

Развитие мышления стимулируется и четкими требованиями учителя к домашним заданиям:

разделить данный текст на основные смысловые части;

найти общее в двух наблюдаемых явлениях (предметах);

определить главную мысль в тексте;

сделать вывод из предложенных фактов;

подобрать факты к данному утверждению;

систематизировать факты в определенной последовательности или по какому-либо признаку;

использовать знания в новых условиях;

найти новое, дополнительное решение задачи;

определить различные подходы к решению главной проблемы;

доказать или опровергнуть какое-либо положение и т.п.

Подобные целенаправленные задания способствуют не только успешному закреплению знаний, полученных в классе, но и совершенствованию мыслительных операций и формированию новых умений и навыков в работе над учебным материалом.

Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. Отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Но домашнее задание, конечно, не выполняется само по себе. Бывают случаи, противоречащие этой банальной истине, когда по тем или иным причинам отдельные ученики или целые классы не делают домашнюю работу. И тут, естественно, нет смысла ожидать запланированных результатов. Опыт показывает, что даже в классе с хорошим отношением к учебе, в среднем каждый ученик раз в неделю "забывает" выполнить домашнюю работу. Некоторые учащиеся списывают домашние задания у одноклассников, за других задания делают родители. Все это приводит к дефициту развития личности.

В основном учащиеся бездумно списывают домашнее задание из так называемых "решебников". Но современные "решебники" имеют массу недостатков. Во-первых, являясь попросту уже "решебником" ни какого методического назначения не несут; во-вторых, содержат решения упражнений с ошибками; в-третьих, некоторые задания неверно решены с методической точки зрения, например, приводятся решения задачи с помощью еще не изученных учащимися методов, а также, неправильное использование математических знаков при оформлении решений. Как же бороться с массовым списыванием учащимися домашнего задания из "решебников"? Некоторые учителя при проверке задания, которое было задано на дом, выявляют с помощью системы вопросов степень его самостоятельности при выполнении работы дома, но на это необходимо много времени, которого так не хватает. Также, например, в начале урока учитель дает учащимся самостоятельную работу, содержащую задания из домашней работы. Для тех учащихся, которые самостоятельно выполнили задание дома не составит ни какой сложности выполнить данную работу. Я думаю, оптимальным решением данной проблемы, будет обращение учителей в Государственную Думу с законодательный инициативой запрета издания "решебников".

В деятельности личность проявляет и развивает себя в единстве всех своих сторон. Не существует простой линейной зависимости между определенными домашними заданиями, необходимыми видами деятельности и формированием тех или иных качеств личности. Если учитель математики задал детям задачу, то при решении её требуются и развиваются не только математические навыки и способности, но и одновременно математическая и внематематическая эрудиция, общие интеллектуальные способности, навыки чтения и письма, определенное отношение к этой задаче, к математической науке, к обучению в школе. Здесь действуют и вместе с тем испытывают влияние: интересы и наклонности, навыки, мотивы, чувства и такие черты характера, как дисциплинированность, выдержка, чувство ответственности и долга. Иначе говоря, любое домашнее задание - если ученик выполняет его сам, оказывает комплексное воздействие на развитие личности. Но не каждый вид деятельности в равной степени обуславливает и развивает определенные качества личности. Прежде всего, развиваются те черты личности, которые испытывают особую нагрузку в данной деятельности. В этом ключ к целенаправленному воспитанию личности. Если цель домашнего задания состоит в том, чтобы развить конкретные личностные качества, то, прежде всего, следует определить, какой именно вид деятельности требует интенсивного проявления этих качеств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Особенности построения и проведения интегрированных уроков
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Одно из напр ...

Особенности развития координации движений у детей 6-7 лет
Как мы уже выяснили, координация движений – это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. Нам извес ...

Комплексный подход в системе преодоления общего недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией
Дети с общим недоразвитием речи III, IV уровней и спастической формой псевдобульбарной дизартрии– основной контингент логопедических групп в дошкольных образовательных учреждениях. Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было н ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru