Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Проблемный развивающий эксперимент на уроках химии

Страница 1

Некоторые «издержки» использования концентрического принципа в обучении могут быть преодолены с помощью применения проблемного эксперимента.

Условием успешности обучения является организация внутренне мотивированной деятельности, что требует развёрнутого содержания, сконструированного по восхождению от абстрактного к конкретному, где предметом содержания является не только содержание химического материала, но и способы его познания. Система организации УПД помогает ученику выстраивать индивидуальную траекторию обучения.

Перед учителем химии стоит задача не только дать учащимся определенный круг знаний, но и привить экспериментальные умения и навыки. Этого можно достичь, если постоянно учитывать индивидуальные особенности и подготовку учащихся. В применении к химическому эксперименту это означает, что процесс обучения должен быть направлен на то, чтобы учащиеся умели не только правильно выполнять химический опыт, но и могли объяснять его сущность. Поэтому задача преподавателя – научить школьников четко выполнять приемы или операции, вникать в суть происходящих явлений, уметь правильно и логично объяснять увиденное.

Классификация экспериментальных умений и навыков, а также определение трех уровней их формирования позволяет осуществлять в ходе проведения эксперимента индивидуально-дифференцированный подход к учащимся в зависимости от их потенциальных трудовых возможностей.

Психолого-педагогическое обоснование дифференцированного подхода при проведении химического эксперимента обусловлено следующими факторами:

– разной трудовой подготовкой учащихся к началу про ведения эксперимента;

- различным отношением учащихся к труду;

– неодинаковым уровнем способностей школьников к изучению предмета «Химия»;

- различным уровнем возможностей в усвоении тех или иных приемов, операций;

- различным состоянием темпа работы у учащихся;

- различным уровнем самоконтроля и возможностями устранения неисправностей по ходу выполнения опыта.

Вопросы, связанные с формированием экспериментальных умений и навыков, а также развитием мышления у учащихся, необходимо решать на основе всевозрастающей их самостоятельности, обеспечивающей активную работу школьников.

В этом направлении можно многое сделать, не изменяя тематики и количества предусмотренных программой практических занятий. Необходимо учитывать, что не каждое практическое занятие может обеспечить самостоятельное приобретение знаний учениками в условиях творческого поиска.

Первый уровень экспериментальных умений и навыков обучающихся. К первому уровню относятся типичные умения и навыки, необходимые для усвоения содержания учебной программы по химии всеми обучающимися. На этом уровне ученики выполняют практические работы и лабораторные опыты по инструкциям и еще нуждаются в контроле и помощи преподавателя. По мере овладения обязательными умениями необходимо требовать от учащихся проявления при выполнении эксперимента все большей самостоятельности.

Организационные умения и навыки

– составление плана эксперимента по инструкции;

- определение перечня реактивов и оборудования по инструкции;

– подготовка формы отчета по инструкции;

– выполнение эксперимента в заданное время, использование знакомых средств, методов и приемов в работе;

– осуществление самоконтроля по инструкции;

- знание требований к письменному оформлению результатов эксперимента;

- отсутствие, как правило, чистоты и порядка на рабочем месте;

- потребность в систематическом контроле и помощи в работе со стороны преподавателя.

Технические умения и навыки

– правильное обращение с известными реактивами и оборудованием;

- сборка приборов и установок из готовых деталей по инструкции;

- выполнение химических операций по инструкции;

- соблюдение не всех правил безопасности труда.

Измерительные умения и навыки

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Организация университетов
Руководство Первоначально университет подчинялся специальному представителю духовенства, обычно эта должность называлась канцлер университета. Позднее, уже с 12 в. канцлер или становится выборным главой университета из среды его докторов, как в Оксфорде или же теряет реальную власть, как в Париже. ...

Разделение форм рефлексии
Мы исходим из допущения, что рефлексия присуща всем детям шестого класса в той или иной форме.Поэтому мы будем исследовать у детей степень развернутости рефлексии. Говоря о степени развернутости мы подразумеваем некую шкалу, на одном полюсе которой рефлексия существует в форме бессознательного ресу ...

Самостоятельность как первое активное проявление индивидуальной свободы ребенка
По мнению М. Монтессори, человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Маленькие дети начинают требовать самостоятельности уже с мо ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru