Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности связной речи монологического типа детей старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Формирование связной монологической речи у детей седьмого года жизни » Особенности связной речи монологического типа детей старшего дошкольного возраста

Страница 5

Пересказывая литературный текст по иллюстрациям, дети достаточно полно передают содержание. Высказывание имеет композиционную завершенность, достаточно связно. Но в рассказах по сюжетной картинке у большинства детей не было начала рассказа.

В своих рассказах дети седьмого года жизни в основном пользовались формально-присоединительной и цепной связью. Если обратиться к анализу синтаксических конструкций, то дети в основном использовали в речи простые предложения.

Дети допускали ошибки при построении словосочетаний, нарушали нормы согласования, управления. Например: «достать рукой из ветки». Можно отметить ошибки при использовании глаголов: «Дети ложат…», «…надо отрезать на половинки .»

Так, в целом самостоятельно раскрыть содержание смогли 67% всех детей, с помощью взрослого – 33%. В рассказах всех детей отмечено наличие средней части. Начало присутствовало в высказываниях 40% всех детей; конец – в текстах у 33,3% детей. В среднем в рассказах по 11 предложений и 41 слово. При выполнении разных заданий объем детских монологов существенно отличается. Так, при пересказе он самый большой (16 предложений и 75 слов).

Коэффициент законченности предложений составил 0,7. Анализ высказываний показал, что в речи детей простые предложения составляют (63%). Предложения с прямой речью чаще используют в пересказе (20 %).

Коэффициент связности составил 0,6. Рассказывая, дети использовали более разнообразные связи (цепная-местоименная, лексический повтор), хотя большое место занимала и формально-присоединительная связь с союзами «а», «и» («Папа… Он срывает.», «Ребята…. Они собирают», «…срывает, а Саня складывает в корзину.», «А она взяла его и побежала…»). При пересказе паузы и повторы составили в среднем 4 на одно высказывание, при рассказывании по картинке -- 2, при составлении описательного рассказа – 1. Длина текста между паузами составила в среднем 10 слов.

Что касается индекса разнообразия словаря, то при выполнении заданий он составил – 0,38; 0,35; 0,3. Более самостоятельны в высказываниях 50% детей.

Анализ полученных в ходе эксперимента данных позволил выделить разные уровни связности речи. Характеристика уровней заимствовалась из исследований Т.А. Ладыженской, О.С. Ушаковой и тех, что проведены под руководством О.С. Ушаковой, а также дополнялась с учетом данных экспериментов.

1 уровень – высокий. Тема раскрыта полностью. Начальное предложение определяет главных героев, события, вводит в сюжет. Рассказы композиционно завершены. Текст излагается последовательно. Используются разнообразные типы связи. Коэффициент связности приближается к 0,9. Количество пауз и повторов – не больше одного. Рассказ самостоятельный. В тексте можно выделить 13–15 предложений.

2 уровень – выше среднего. Повествование композиционно завершено. Содержание раскрывается частично и излагается последовательно. Дети используют разные виды связи, но доминирующей является цепная-местоименная. Коэффициент связности составляет 0,75. Количество пауз и повторов не больше двух. Рассказ самостоятельный. В тексте можно выделить 7–10 предложений.

3 уровень – средний. Повествование характеризуется частичной композиционной завершенностью (нет начала или конца). Содержание раскрывается частично, имеются нарушения последовательности. Используются в основном формальная и цепная-местоименная связь. Наблюдаются повторы слов, фраз, предложений (2–3). Рассказ составлен с помощью взрослого. В тексте выделятся 5–6 предложений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Общие принципы интеграции в эффективной подготовке школьников к безопасной жизнедеятельности
Исходя из того, что ОБЖ – предмет сугубо практический и охватывающий все стороны человеческой деятельности, в планировании преподавания данного предмета в средней школе необходимо учесть связь ОБЖ с другими предметами школьной программы. Использование таких связей позволяет не только усилить положи ...

Информационная функция методической службы
Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности учреждения дополнительного образования детей. В современных условиях возрастает потребность руководителей учреждений, методист ...

Виды агрессии, классификация проявления детской агрессивности
Классифицировать проявления детской агрессивности можно, используя специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии. Далее приведены две такие схемы. В основе первой лежат проявления агрессии, второй - механизмы агрессивного поведения. Вариант 1. И.А. Фурманов, основ ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru