Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности связной речи монологического типа детей старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Формирование связной монологической речи у детей седьмого года жизни » Особенности связной речи монологического типа детей старшего дошкольного возраста

Страница 4

Таким образом, и в диалогической речи наблюдаются элементы монолога, связности.

Далее были проведены индивидуальные беседы с детьми.

Цель: определить, как проявляется связность речи в специально организованных диалогах на разные темы (о себе, своей семье, играх и игрушках, выходном дне, праздниках).

Приведем в качестве примера инструкции к этим беседам: «К нам в гости пришел Буратино. Они первый раз попал в детский сад и увидел так много детей. Расскажи ему, пожалуйста, о себе»; «Буратино очень любит играть. Его любимая игра – футбол. Он хочет узнать, какие игры у тебя самые любимые и как в них играть».

Многие ребята активны в беседе, отвечают полными распространенными предложениями. В своих ответах дети используют не только простые предложения, но и сложные, и предложения с прямой речью. Но часть детей допускает ошибки при построении фраз и высказываний, у них встречаются аграмматизмы (40%). А у 25% детей видны элементы творчества при рассказывании.

Как показал анализ полученных данных, в рассказах детей очень часто присутствовали элементы и повествования, и описания.

Для определения особенностей связной речи у детей седьмого года жизни им предлагались задания трёх типов: пересказ сказки «Лиса и журавль» с опорой на иллюстрации, рассказывание по сюжетной картинке, составление описательного рассказа по схеме.

Дети выполняли задания индивидуально, в течение 10 – 15 минут. Ответы протоколировались.

Задание 1. Пересказ сказки «Лиса и журавль» с опорой на картинки.

Задание давалось в игровой ситуации: ребенку сообщалось о приходе Буратино, который принес картинки. Нужно помочь узнать, к какой сказке они относятся. После предварительного рассматривания картинок, просили рассказать её. Обращалось внимание на картинки, которые помогали вспомнить содержание сказки, излагать его последовательно.

Задание 2. Тот же персонаж предлагал ребенку рассказать по сюжетной картинке «В саду».

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и расскажи Буратино про нее».

Задание 3. Детям предлагалось составить описательный рассказ по предметной картинке с использованием схемы.

Инструкция: «Давай поиграем. Опиши, что нарисовано у тебя на картинке, но не называй. Чтобы тебе было легче рассказывать используй схему. А Буратино попробует отгадать, о каком фрукте или овоще ты рассказал».

При анализе высказываний были использованы показатели, разработанные А.А. Леонтьевым, Э.Л. Носенко, О.С. Ушаковой.

Анализу подвергались предметно-логическое содержание речи и способы его языкового выражения. Обращалось внимание на содержание, структуру повествования, объем высказывания, коэффициент законченности предложений, количество сложных предложений, связность, плавность, длину текста между паузами, индекс разнообразия словаря, самостоятельность высказывания. Рассмотрим данные критерии.

1. Оценка содержания.

2.Структура повествования:

а) начало,

б) середина,

в) конец

3. Объем высказывания.

4.Коэффициент законченности предло-жений.

5. Количество сложных предложений: а) простых, б)сложных, в)предложений с прямой речью.

6. Связность.

7. Плавность.

8. Длина текста между паузами.

9. Индекс разнообразия словаря.

10. Самостоятельность высказывания.

Определяли насколько раскрыта тема (полностью – «+» или «–», частично – «+» или «–», не раскрыта - «+» или «–»).

Фиксировали наличие структурных частей

(«+» или «–»).

Для его установления в высказываниях подсчитывалось количество предложений и слов.

Он вычислялся путем установления отношения количества законченных предложений (грамматическом, синтаксическом, логическом) к их общему числу.

Определяли отношение количества предложений данного типа к их общему числу в тексте (%).

Вычисление коэффициента связности осуществлялось путем установления отношения числа связных предложений – (N), к числу всех отношений (m), т.е. к общему количеству предложений в тексте.

Коэффициент связности КС=N/m

Для установления плавности речи подсчитывалось количество пауз и повторов (в среднем на один текст).

Определялась путем подсчета среднего количества слов между паузами.

Устанавливался путем отношения числа различных слов в тексте к общему числу слов.

Умение ребенка рассказывать самостоятельно, т.е. без подсказок и наводящих вопросов (самостоятельно – «+» или «–», с помощью воспитателя – «+» или «–»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Учет возрастных особенностей школьников в процессе физического воспитания
Одной из важнейших задач физического воспитания является совершенствование эффективности физической подготовки школьников и обучения на основе учета особенности их организма. По мнению Б.Н.Минаева и Б.М.Шияна, в процессе физического воспитания весьма важно учитывать основные закономерности развития ...

Система подготовки заседаний Совета педагогов
Чтобы педсовет был действенным, каждому заседанию предшествует подготовка: знакомство с темой, просмотр всей работы, анализ каждым воспитателем своей деятельности с выводами: что не удается в работе с детьми и почему. Примерный план подготовки заседания Совета педагогов может быть представлен в сле ...

Содержательная и операционная сторона коммуникативного чтения
Для нормального протекания процесса чтения на иностранном языке читающий должен хранить в памяти образы морфем и синтаксических схем и их общее значение, абстрагированное от конкретного лексического наполнения, т.е. владеть соответствующими грамматическими (морфологическими и синтаксическими) навык ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru