Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности связной речи монологического типа детей старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Формирование связной монологической речи у детей седьмого года жизни » Особенности связной речи монологического типа детей старшего дошкольного возраста

Страница 4

Таким образом, и в диалогической речи наблюдаются элементы монолога, связности.

Далее были проведены индивидуальные беседы с детьми.

Цель: определить, как проявляется связность речи в специально организованных диалогах на разные темы (о себе, своей семье, играх и игрушках, выходном дне, праздниках).

Приведем в качестве примера инструкции к этим беседам: «К нам в гости пришел Буратино. Они первый раз попал в детский сад и увидел так много детей. Расскажи ему, пожалуйста, о себе»; «Буратино очень любит играть. Его любимая игра – футбол. Он хочет узнать, какие игры у тебя самые любимые и как в них играть».

Многие ребята активны в беседе, отвечают полными распространенными предложениями. В своих ответах дети используют не только простые предложения, но и сложные, и предложения с прямой речью. Но часть детей допускает ошибки при построении фраз и высказываний, у них встречаются аграмматизмы (40%). А у 25% детей видны элементы творчества при рассказывании.

Как показал анализ полученных данных, в рассказах детей очень часто присутствовали элементы и повествования, и описания.

Для определения особенностей связной речи у детей седьмого года жизни им предлагались задания трёх типов: пересказ сказки «Лиса и журавль» с опорой на иллюстрации, рассказывание по сюжетной картинке, составление описательного рассказа по схеме.

Дети выполняли задания индивидуально, в течение 10 – 15 минут. Ответы протоколировались.

Задание 1. Пересказ сказки «Лиса и журавль» с опорой на картинки.

Задание давалось в игровой ситуации: ребенку сообщалось о приходе Буратино, который принес картинки. Нужно помочь узнать, к какой сказке они относятся. После предварительного рассматривания картинок, просили рассказать её. Обращалось внимание на картинки, которые помогали вспомнить содержание сказки, излагать его последовательно.

Задание 2. Тот же персонаж предлагал ребенку рассказать по сюжетной картинке «В саду».

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и расскажи Буратино про нее».

Задание 3. Детям предлагалось составить описательный рассказ по предметной картинке с использованием схемы.

Инструкция: «Давай поиграем. Опиши, что нарисовано у тебя на картинке, но не называй. Чтобы тебе было легче рассказывать используй схему. А Буратино попробует отгадать, о каком фрукте или овоще ты рассказал».

При анализе высказываний были использованы показатели, разработанные А.А. Леонтьевым, Э.Л. Носенко, О.С. Ушаковой.

Анализу подвергались предметно-логическое содержание речи и способы его языкового выражения. Обращалось внимание на содержание, структуру повествования, объем высказывания, коэффициент законченности предложений, количество сложных предложений, связность, плавность, длину текста между паузами, индекс разнообразия словаря, самостоятельность высказывания. Рассмотрим данные критерии.

1. Оценка содержания.

2.Структура повествования:

а) начало,

б) середина,

в) конец

3. Объем высказывания.

4.Коэффициент законченности предло-жений.

5. Количество сложных предложений: а) простых, б)сложных, в)предложений с прямой речью.

6. Связность.

7. Плавность.

8. Длина текста между паузами.

9. Индекс разнообразия словаря.

10. Самостоятельность высказывания.

Определяли насколько раскрыта тема (полностью – «+» или «–», частично – «+» или «–», не раскрыта - «+» или «–»).

Фиксировали наличие структурных частей

(«+» или «–»).

Для его установления в высказываниях подсчитывалось количество предложений и слов.

Он вычислялся путем установления отношения количества законченных предложений (грамматическом, синтаксическом, логическом) к их общему числу.

Определяли отношение количества предложений данного типа к их общему числу в тексте (%).

Вычисление коэффициента связности осуществлялось путем установления отношения числа связных предложений – (N), к числу всех отношений (m), т.е. к общему количеству предложений в тексте.

Коэффициент связности КС=N/m

Для установления плавности речи подсчитывалось количество пауз и повторов (в среднем на один текст).

Определялась путем подсчета среднего количества слов между паузами.

Устанавливался путем отношения числа различных слов в тексте к общему числу слов.

Умение ребенка рассказывать самостоятельно, т.е. без подсказок и наводящих вопросов (самостоятельно – «+» или «–», с помощью воспитателя – «+» или «–»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Классификация социально-трудовых навыков
Одним из основных методов социального воспитания является предоставление ребенку возможности разнообразно воздействовать на окружающий его мир возможности активно связаться с современностью, социальной и физической средой. Соприкосновение с социальной средой сопровождается в ребенке развитием связе ...

Технология коллективного взаимообучения
Название технологии имеет синонимы: организованный диалог, работа в парах сменного состава. При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Статическая пара. В ней (по желанию) объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик». Так мог ...

Анализ эффективности проделанной работы по использованию методов и форм формирования коллектива младших школьников
Целью анализа эффективности работы по использованию методов и форм мы выявили: выявить уровень сформированности коллектива. В эксперименте можно определить следующие задачи: выявить изменения, которые произошли в представлении учащихся и навыков взаимоотношения сформированности в коллективе, в резу ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru