Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Как видно из приведенных примеров, пересказы детей с опорой на иллюстрации более содержательны, связны, структурно оформлены. В ходе пересказа сказки без иллюстраций часть детей нарушала некоторые существенные моменты: последовательность ; выпускались целые фрагменты в содержании сказки (см. примеры пересказов выше).
С целью проверки возможности составления связного высказывания повествовательного типа детьми старшего дошкольного возраста по сюжетной картинке , было дано задание.
Задание. Рассказывание по сюжетной картинке «В саду».
Инструкция: рассказать по картинке.
Экспериментатор рассматривал с ребенком картинку, затем предлагал рассказать самостоятельно об изображенном на ней.
Приведем примеры типичных высказываний, полученных в результате второго опыта.
Даня П.(6л.,8м.) «Малыши и папа идут в сад. В саду поспели яблоки. Папа собирает, а Костя берет. А Миша и Аня кладут в корзину. А Барбос хочет залезть к папе. А потом они пойдут домой и сделают сок». Денис Г. (6л.,5м.) «Папа, сын и дочка пошли в сад. Папа собирает яблоки, а его дети ложат в корзину. Яблоки очень сладкие и зрелые. А сын скушал яблоко одно. Собака залаяла. И она толкнула лестницу и папа упал». Влад М. (6л.,4м.) «Папа и ребята пошли собирать яблоки. Папа яблоки срывает, дает Ване. Потом Ваня отдает яблоки Алене. А Алена ложит яблоки в корзинку. А мальчик взял яблоко и ест. А собака смотрит, как собирают яблоки. А потом они будут заготавливать на зиму варенье». |
Анализ рассказов показал, что дети понимают несложный сюжет, пытаются подробно описать картинку.
Рассказывая по картинке, дети не только перечисляли отдельные предметы, но и устанавливали связи и отношения между ними. Многие также пытались отразить всю ситуацию, изображённую на картинке. Но у большинства детей не было начала рассказа, основное содержание излагали ещё недостаточно систематично, у некоторых рассказы были не завершены.
Третья серия опытов. Составление описательного рассказа по предметной картинке (с использованием схемы и без неё).
Цель: выявить умение детей составлять связное высказывание по описательного типа.
С этой целью детям было предложено 2 варианта заданий. Детям предлагалась картинка, на которой нарисован какой-то овощ или фрукт.
Вариант 1. Детям предлагали поиграть в игру «Загадки». Инструкция: «Давай поиграем. Опиши, что нарисовано у тебя на картинке, но не называй. А Буратино попробует отгадать о каком фрукте или овоще ты рассказал».
Вариант 2. Игра та же, но в помощь ребенку при описании картинки дается схема.
Приведем примеры высказываний детей.
Описательный рассказ без схемы |
Описательный рассказ по предложенной схеме |
Илья Т. (6л., 9м.) | |
«Из неё можно сделать сок. Она эта сладкая, полезная и это фрукт». |
«Это фрукт. Она овальная. Цветом бывает зеленая или желтая. Она сладкая. Она как бы сказать мягкая, я не знаю мягкая или твердая. Растет на дереве. Из неё можно сделать сок». |
Рома С. (5 л. 8 м.) | |
«Это овощ. Она тяжелая. Её сажают в огороде. У неё появляются листья». |
«Это овощ. Она круглая. Цветом зеленая. Она на вкус сладкая. Росла в огороде . И сочная она. Из неё можно сделать суп, котлеты» . |
Никита Р. (6л. 11 м.) | |
«Он горький, сладкий, бывает горький. Он круглый. Растет он в огороде. Цветом он оранжевым. Его можно есть. |
«Это овощ. По цвету он оранжевый. Растет в огороде в земле. По вкусу он бывает горький, бывает сладкий. Он круглый . Его режут. |
Это интересно:
Решение грамматико-орфографических задач
Данный метод способствует развитию мыслительных операций как один из поисковых, проблемных методов: требует умения увидеть проблему, понять ее, поставить цель, составить план решения - алгоритм (или выбрать из числа состоявшихся ранее), выполнить все "шаги" решения, сделать вывод, произве ...
Анализ задачного материала для постороения диагностики “оперирование
образами”
Попытка переноса диагностики сформированности компонента “оперирование образами” на геометрический материал для детей 10-13лет уже предпринималась Якименко Т.С. Она придумала 5 заданий, которые по ее предположению выявляют умение оперировать образами. Проведем анализ задачного материала с целью выя ...
Воспитание как человеческий способ бытия
Еще со времен И. Канта воспитание рассматривается как синкретический процесс, в который включен человек любого возраста и уровня развития. Для педагогической антропологии традиционно отношение к воспитанию и как к прирожденному долгу человека, и как к специфически человеческому способу бытия, и как ...