Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности связной речи монологического типа детей старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Формирование связной монологической речи у детей седьмого года жизни » Особенности связной речи монологического типа детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Традиционно в работе по развитию связной речи в дошкольных учреждениях используются следующие приемы: речевой образец, вопросы, объяснения, мотивированная оценка действий и ответов детей, игры-инсценировки и т.д.

Поиски методики изучения связной речи определялись особенностями последней. Характер связной речи во многом зависит от задач и условий общения. Важно было отобрать такие ситуации, при которых в большей мере обеспечивались развернутость, связность, композиционная завершенность детских высказываний.

В психолого-педагогической литературе описаны наиболее типичные методы изучения связной речи дошкольников. Детям предлагаются задания на репродуктивном (пересказ литературного образца) и продуктивном (создание самостоятельного связного высказывания) уровнях.

Пересказ широко используется в формировании связной речи дошкольников. Вместе с тем некоторые авторы считают, что пересказ в силу низкой коммуникативности не позволяет выявить особенности связного высказывания (А.Г. Арушанова).

В ряде исследований (З.М. Истомина, Т.А. Репина) доказано, что одновременное использование литературного образца и иллюстраций значительно повышает качество детских пересказов. Картинки положительно влияют на понимание текста и позволяют ребенку точнее, содержательнее, последовательнее его излагать.

Диагностическое исследование нами было проведено в сентябре 2009 г. в подготовительной группе детского сада № 176 г. Ярославля.

С целью диагностики уровня развития связной речи детей предлагались следующие задания:

пересказ знакомой сказки (без наглядности и по иллюстрациям);

рассказывание по картинке;

составление описательного рассказа по предметной картинке (с использованием схемы и без неё).

Предполагалось, что применение иллюстраций в процессе пересказа оказывает положительное влияние на воспроизведение текстов, их связность. Это предположение проверялось нами в первой серии опытов.

Она включала два задания (А, Б), в которых использовались сказка: «Лиса и журавль». Данная сказка доступна по содержанию детям старшего дошкольного возраста, отличаются четким построением, в них легко выделяются части.

Задание А. Детям предлагали пересказать сказку «Лиса и журавль» без наглядного материала.

Цель: определить умение строить связное высказывание по литературному образцу.

Экспериментатор: «К нам в гости пришел Буратино. Он очень любит слушать сказки. У него есть любимая – это «Лиса и журавль». А я ее не могу вспомнить. Помоги мне, пожалуйста. Расскажи эту сказку для него».

Задание Б. Пересказ сказки «Лиса и журавль» по иллюстрациям.

Цель: определить умение строить связное высказывание по литературному образцу и иллюстрациям.

Экспериментатор обращался к ребенку с просьбой внимательно рассмотреть картинки и определить, к какой сказке они относятся. Далее ребенку предлагали пересказать данную сказку.

Инструкция: «Буратино принес чудесные картинки. Посмотри на них внимательно. К какой они сказке? Давай ещё раз расскажем эту сказку Буратино. Он её выслушает, запомнит и будет рассказывать своим друзьям».

Приведём примеры высказываний, полученных в результате первой серии опытов.

Без наглядности

С опорой на картинки

Пересказ сказки «Лиса и журавль»

Ваня Х. (6л.5 м.).

«Идет журавль навстречу лисе. А журавль сказал:

- Пошли ко мне на ужин.

И они пошли. Журавль налил в кувшин воды. А лиса положила каши и сказала:

- На журавль кушай кашу. Потом лиса ходит вокруг кувшина и не может никак…достать… То походит вокруг, то понюхает».

«Подружились лиса с журавлем. Потом они пошли на обед. И потом они пришли. Лиса наварила журавлю каши и размазала по тарелке … И сказала:

- На журавль кушай.

А журавль сказал:

- Пошли ко мне на ужин.

Журавль налил лисе в кувшин. Лиса… не может голову засунуть в кувшин. Ходит вокруг кувшина и не может никак достать, то понюхает…

Лиса с журавлем уже не дружат».

Оксана А. (6 л. м.).

«Подружились лиса и журавль. Вот вздумала лиса угостить журавля. Говорит журавлю:

- Приходи ко мне я тебя угощу.

И приходит журавль к лисе, а она сварила кашу, размазала по тарелке.

Кушай…

Клевал, клевал клюк, да и не крошки не съел. А лиса лижет себе, да лижет. Лизала и всю съела. Говорит:

-Кума больше пожевать нечем.

И говорит журавль:

- Приходи завтра я тебя тоже угощу. Приходила лиса к журавлю…А журавль наготовил окрошки в кувшине. А лиса вертелась, вертелась, нюхала и ничего не съела. А журавль клюет, себе клюет, так все и съел.

Вот так лисы и журавля дружба врозь».

«Подружились лиса и журавль. Вот вздумала лиса угостить журавля и говорит журавлю:

- Приходи ко мне на обед, ой как я тебя угощу.

Пришел журавль на званный обед, а лиса наготовила кашу, размазала по тарелке и подала.

- Кушай.

Журавль клюк, да клюк и не крошки не съел. А лиса лижет , да лижет так все и съела.

Говорит журавлю:

-Все больше пожевать нечем.

И говорит журавль лисе:

- Приходи на следующий день я тебя тоже угощу.

И пришла лиса к журавлю. А журавль наварил окрошки и положил в глубокий кувшин. И подал лисе на стол и говорит:

-Кушай, кума.

Лиса вертелась, вертелась вокруг кувшина, обнюхивала и ничего не съела. А журавль клюет, себе да клюет, так все и съел.

Говорит журавль лисе:

-Все больше пожевать нечем.

Идет лиса домой да не солоно хлебавшая. Вот дружба лисы и журавля врозь».

Влад М. (6л.,4 м.).

«Позвала лиса журавля к себе домой на обед… И положила в тарелку каши. Журавль пришел и …начали они есть. Журавль хлоп-хлоп по тарелке и не капельки не ест, а лиса ест и все съела. И сказала:

- Больше потчевать нету.

И ушел журавль домой. И он позвал лису к себе на ужин. Лиса пришла… Журавль налил в кувшин супа. Сам все склевал, а лиса не ела. И ушла домой. И теперь дружба лисы с журавлем врозь».

«Подружились лиса с журавлем. И позвала лиса журавля к себе на обед… И наложила каши в тарелку. Ест лиса, а журавль хлоп-хлоп об тарелку и ничего не ест. Лиса все съела. А журавль не ел. Лиса сказала:

- Больше потчевать нету.

И ушел журавль домой без обеда. А потом журавль позвал лису к себе на ужин. Окрошки наложил… журавль высокий кувшин и наложил туда окрошки. Лиса пришла к нему. Журавль ест окрошку, а лисе не достать и окрошку она не пробует. А журавль на больших ногах клюк, клюк и всю окрошку съел. А лиса ушла домой без ужина. Теперь у лисы с журавлем дружба врозь».

Без наглядности

С опорой на картинки

Костя С. (6л.8м.).

«Лисичка шла по лесу, хотела поесть. Журавль позвал лисоньку в гости пообедать. Они пошли кушать. И… журавль дал окрошку. А лисонька не хотела это есть. А журавль клевал, клевал, пока не съел. А лиса ушла домой голодная».

«Пригласила лиса журавля к себе в гости. Лиса ела, ела, а журавль клевал, клевал и не ел. А лисица все съела. А журавль говорит:

-Пошли ко мне в гости.

Они пошли к журавлю в гости и журавль положил окрошку. Лисица лизнула, понюхала, вертела, вертела головой возле ковшика и не ела. А журавль клевал, клевал и ел, и все съел. А лиса ушла домой голодная. И они ушли по домам».

Олег (5л.8м.)

«Подружились лиса с журавлем…

Лиса пригласила журавля на обед. Они пообедали вместе. И… ушли домой. А журавль пригласил лису к себе. Лиса пришла к нему. Потом…

Журавль угостил…Лисица ушла домой. И пошла у них дружба врозь».

«Подружились лиса с журавлем. Лиса пригласила журавля на обед. Лисица сделала кашу и журавль пришел к ней в гости. И…он не смог кашу съесть. Он только клювом хлоп-хлоп. А лиса лижет кашу и всю съела. И вот журавль пригласил лису на обед. На следующее утро лиса пришла к нему. Журавль приготовил окрошку и налил в кувшин. Лиса понюхала, не лезет в кувшин. А журавль стоит на своих огромных ножках и длинным носом окрошку таскает. И пошла у них дружба врозь».

Настя М. (6л.1м.).

«…Подружились лиса с журавлем. А журавль…Потом журавль пошел к лисе, а лиса наварила каши, намазала тарелку с маслом. Походил журавль, походил около каши, ни крошки не попало. Он пошел домой. Потом он окрошки наварил. Лиса пришла. Говорит:

-Иди-ка, попробуй окрошку.

Лиса пошла пробовать. Лиса походила, полизала ни крошки тоже не попало».

«Журавль с лисой подружились. Потом лиса пригласила журавля в гости. Наварила кашу, размазала по тарелке. Журавль пришел. Лиса говорит:

-Поешь кашки.

А журавль тук-тук ничего ему не попало. Пошел журавль домой.

Говорит журавль:

-Приходи теперь ко мне.

Журавль наготовил окрошки… и сделал с узким горлышком кувшин. Лиса полизала, походила, походила, никак голова не лезет. А журавль с большими ногами и длинным носом все съел. Они разругались».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Теоретическое описание ситуации воспитания
Воспитание как объект педагогических исследований и разработок – фундаментальная категория для педагогической науки. Надежность педагогической науки зависит от того, как мы представляем себе объект ее исследования. Этот объект советская педагогика определяла как «воздействие на психологию воспитуем ...

Зрительная работоспособность дошкольников и первоклассников с нормальным и нарушенным бинокулярным зрением
Состояние зрительной системы является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка 6 — 7 лет к обучению в школе. Поскольку зрение играет ведущую роль в восприятии окружай мира, аномалии зрительной системы могут не только приводить недоразвитию зрительных функций, но и оказывать обще ...

Основные направления деятельности органов ВЛКСМ по воспитанию комсомольского актива в 60 – 80 –е годы ХХ века
В СССР существовало несколько общественных и государственных организаций, которые занимались воспитанием советской молодежи. Но наиболее важным был комсомол. Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи это была массовая общественная организация советской молодежи. Она объединила в своих ряд ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru