Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Индивидуальный метод – главный психолого-педагогический тезис, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности всякого ребенка.
Индивидуальный метод нужен по двум причинам: во-первых, он обеспечивает личностное своеобразие в становлении детей, дает вероятность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей; во-вторых, без контроля индивидуальных особенностей ребенка всякое педагогическое влияние может оказать на него не то воздействие, на которое оно было рассчитано, потому что нрав и производительность воздействия определяются не только его объективными составляющими, но и тем, как оно понимается ребенком.
Весь учитель, видимо, втайне лелеет веру на то, что его метод к индивидуальному становлению учеников результативен, что уж кто-кто, а он делает все, дабы осуществлять обучение в зоне ближайшего становления всякого ученика. Не подвергая сомнению ни искренность намерений, ни компетентность большинства педагогов специалистов, все же дозволим себе задать ряд вопросов:
• на сегодняшний день общепринятым считается расположение Л.С. Выготского о том, что обучение должно опережать становление, вести его за собой. Но как осуществить это на практике?
• исполняя индивидуальный подход и воспитание в зоне ближайшего становления ученика, нужно ли знать, и знаем ли мы, что происходит в мышлении определенного ученика в процессе воспитания, что именно мы развиваем, на что ориентируемся в его разуме, что определенно изменяем в нем?
• базируемся ли мы на научные умения, либо пользуемся интуицией в момент, когда определяем, какая поддержка необходима ребенку, если он, невзирая на наши последовательно и дидактически грамотные приемы, все же не совладал с той либо другой учебной задачей?
К сожалению, вдалеке не неизменно результаты на поставленные вопросы помогают прояснить обстановку. Сколько людей, столько и суждений, весь находит результат по собственному педагогическому навыку эксперта. Но может ли подмогнуть суждение одного учителя его коллегам, работающим по другим программам и в разных условиях? Становится ясно, что без умения объективных законов становления ученика, без научно обоснованного построения процесса воспитания в организации индивидуального и дифференцированного методов не обойтись.
Исходя из обилия литературы по данной теме, у многих из нас не исчезают смутные сомнения в честности и адекватности педагогических воздействий. Помимо того, остро стоит вопрос об учете типологических особенностей детей (их характера, нрава, способностей и т.д.). Много сил и времени применяется педагогами на диагностику индивидуальных особенностей учеников. Но если все учтено, то где же желаемые итоги? Как избежать невыносимых двоек и троек? В качестве одного из методов выхода из данного состояния предлагается сосредоточить свои усилия в одном направлении, отчетливо определив показатели, которые мы хотим развивать у детей. Без умения психологии, возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста в этом случае не обойтись. Знаменито, что младший школьный возраст сензитивен, т.е. особенно благоприятен, для становления познавательных психических процессов и ума (В.В. Давыдов, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин). Становление мышления учеников – одна из основных задач исходной школы.
Для эффективной работы в данном направлении нужна научно обоснованная модель мышления. Мы остановили свой выбор на модели, предложенной И.Я. Каплуновичем.
На наш взор, эта модель может оказать подмога в поиске результатов на трудные вопросы, связанные с дифференцированным обучением младших школьников. Она описывает конструкцию мышления ребенка и предлагает ориентиры для последующей работы в направлении его становления у учеников. В качестве основных элементов в нее включены пять подструктур. Соотношение между подструктурами в мышлении зависит от многих факторов, но неизменно одна из них оказывается главенствующей, т.е. развита и выражена ярче других.
Описываемую модель графически дозволено изобразить так:
С подмогой топологической подструктуры человек выделяет и оперирует такими колляциями, как замкнутость, связность, непрерывность.
Для него значимы представления: на границе, внутренняя (внешняя) часть предмета, их объединение, совместно, связно-несвязно, постоянно-разрывно и т.д. Дети, в мышлении которых господствует данная подструктура, не любят спешить. Они всё делают дюже детально, усердствуя не пропустить ни одного звена.
Проективная подструктура обеспечивает вероятность распознавать, создавать объекты, представлять их, оперировать ими и ориентироваться среди объектов либо их графических изображений с всякий точки отсчета.
Любимое занятие для учеников с этой подструктурой – рассматривать и постигать объект с разных точек зрения, под различными углами, устанавливать соответствие между объектом и его изображением и напротив, планировать и «предвидеть», искать и находить разные использования и вероятности применения предмета на практике, определять его бытовое предназначение.
Это интересно:
Теоретическое описание ситуации воспитания
Воспитание как объект педагогических исследований и разработок – фундаментальная категория для педагогической науки. Надежность педагогической науки зависит от того, как мы представляем себе объект ее исследования. Этот объект советская педагогика определяла как «воздействие на психологию воспитуем ...
Особенности функционирования воспитательной системы
гимназии
Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как «образ жизни», социально-психологический климат. Она охват ...
Анализ программного содержания образовательной области «Технология» и
методические возможности его интегрированного изучения на занятиях по
изготовлению одежды в V–XI
классах
В логике изучения проблемы интегрированному использованию технологических, эстетических и естественнонаучных знаний явилась необходимость дифференцированного анализа содержания обучения технологии обработки ткани и изготовления одежды на втором и третьем этапе обучения школьников в образовательной ...