Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование уважения к семье и сверстникам у детей с нарушением интеллекта

Педагогика и воспитание » Нравственно-этическое воспитание младших школьников с нарушением интеллекта » Формирование уважения к семье и сверстникам у детей с нарушением интеллекта

Страница 1

Нравственное становление личности младших школьников с нарушением интеллекта во многом определяется правильно организованным общением как детей между собой, так и с родителями. Имея нарушение интеллекта, ребенок не может справиться с общеобразовательной программой, что создает конфликтную ситуацию между родителями и школой. Первый год обучения по программе в школе VIII вида является самым трудным как для учащихся, так и для их родителей. Ребенок должен привыкнуть к иному режиму, к требованиям учителя, к школьному зданию, начать активно взаимодействовать с новыми людьми и т.д. Многие исследователи детей с нарушением интеллекта указывают, что основная трудность социального развития связана со сложностями формирования потребности в общении у данной категории детей. Эти дети не проявляют интереса к общению с другими детьми и даже с родителями. Отсутствие потребности во взаимодействии с другими детьми существенно осложняет формирование социальных и коммуникативных навыков, что негативно сказывается на формировании нравственных качеств у ребенка.

Важен вопрос о роли первичного коллектива семьи в социально-нравственном развитии умственно отсталого ребенка. Дело не только в том, насколько успешно семья формировала у него навыки и привычки. Трудно понять, насколько велико горе, которое испытывают родители, когда выясняется (сразу или постепенно), что у них родился неполноценный ребенок. Рождение такого ребенка меняет динамику внутрисемейных отношений. При низкой душевной культуре одного из супругов случается и так, что семья распадается и вся тяжесть горя и забот падает на плечи одного из них, а то и вовсе бабушки или дедушки. Вот эта длительная семейная драма влияет на формирование нравственной личности умственно отсталого ребенка, даже если он воспитывается в интернате. Иногда жизнь детей и родителей протекает параллельно, независимо друг от друга. Для ребенка учитель или воспитатель становится ближе, чем его собственные родители.

Для решения этой проблемы Олесей Александровной Володиной были разработаны основные направления психолого-педагогической работы по формированию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих умственно отсталого ребенка:

· совместные занятия в детско-родительском коллективе направлены на создание эмоционально теплых отношений в диаде близкий взрослый – умственно отсталый ребенок;

· семинары – тренинги, специализированные тематические лекции являются основными способами оптимизации восприятия ребенка родителями;

· индивидуальная и групповая формы работы с родителями, участие в совместных занятиях детско-родительской группы рассматриваются в качестве ведущих для преодоления деструктивных моделей родительского поведения.

Анализируя полученные результаты, исследователь заметил большие изменения, произошедшие в экспериментальной группе после проведённой работы по формированию детско-родительских отношений, а именно:

У всех детей экспериментальной группы повысилась потребность в общении со сверстниками и семейным окружением, дети стали более активными, раскрепощёнными, стали относиться к родителям с большим уважением и почитанием.

Также все родители стали адекватнее относиться к своим детям и их поступкам. Научились контролировать свои эмоции при объяснении инструкций, которые могут быть непонятны ребёнку.

Также сложности в нравственном и социальном развитии умственно отсталых детей связано с такими особенностями их развития как:

1. Несформированность потребности в общении.

2. Трудности в овладении средствами общения (речью и социально-перцептивными навыками)

3. Сложности социализации (усвоения социальных норм и правил, формирования нравственной и моральной сфер личности)

4. Отсутствие достаточной саморегуляции, нарушения эмоционально-волевой сферы.

5. Трудности, конфликты, возникающие при общении с окружающими людьми.

В центре внимания педагогов вспомогательной школы должны быть межличностные отношения детей, положение каждого из них в детском коллективе. Во вспомогательной школе только при корректной помощи педагогов отдельные дети могут добиться более благоприятного к себе отношения сверстников. Умственно отсталые дети держатся однажды сложившегося мнения и, если оно отрицательно по отношению к тому или иному однокласснику, не могут без посторонней помощи переменить к нему отношение, увидеть в своем товарище положительных проявлений характера. Акцентирование внимания детей на положительных качествах того или иного ученика помогает ему становиться лучше, увереннее, возбуждает желание более ярко проявить себя с положительной стороны. Не менее внимательного отношения педагогов требуют также учащиеся, в силу тех или иных своих качеств занявшие в коллективе лидирующее положение, и особенно те из них, которые в стремлении удержать лидерство прибегают к негативным способам самоутверждения, выражающимся в насмешках, физических расправах над более слабыми товарищами. Если вовремя не помочь таким «лидерам» осознать свое поведение, не нейтрализовать их влияние, не вести с ними индивидуальную воспитательную работу, то у них может появиться чувство вседозволенности и собственного превосходства.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Ограничения практики развивающего обучения относительно формирования рефлексии
Теоретическая стройность теории развивающего обучения не помешала возникновению критики её практического приложения. Исследователи детской психологии фиксируют некоторые несовпадения при наложении схем РО на действительность образования и развития детей. Так Г.А.Цукерман отмечает неэффективность РО ...

Принцип приоритета личностного развития
Процесс личностного развития ребенка рассматривается как ведущее звено образовательного процесса. Обучение выступает лишь как средство развития личности, а не как самостоятельная цель (в традиционной системе обучения и воспитания приоритет, хотим мы этого или не хотим, отдается процессу приобретени ...

Виды самостоятельности, используемые в процессе обучения
В рамках анализа феномена самостоятельности как сложного, структурного образования педагогами и психологами предпринимается попытка выделения ее видов, их компонентного состава, исследуется процесс их формирования, причем особое внимание в рассмотрении данного качества уделяется изучению его проявл ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru