Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Теоретические представления о воспитании

Страница 2

В рамках социально-психологического подхода акцент делается на социализации – как внешнем воздействии на индивида и индивидуализации – как собственной внутренней активности человека по построению своей личности.

Другой аспект социальной обсусловленности личностного развития состоит в том, что сами эти внешние социальные воздействия могут иметь естественный (неуправляемый) характер и искусственное (управляемое), специальным образом выстроенное воздействия для достижения определенных эффектов в развитии личности. В.В. Давыдов отмечал, что «физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идет в процессе социализации – усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта…

Процесс социализации, включающий в себя естественные «средовые» факторы и искусственные «деятельностные», рассматриваемые как воспитание, факторы в виде государственной / национальной идеологии и специально созданных социальных институтов, как механизм общественного воспроизводства соответствующих культурных ценностей, моральных норм, правил позитивного социального поведения».

В дипломной работе социализация рассматривается как естественный процесс (неуправляемое воздействие внешних социальных факторов), обеспечивающее включение человека в систему социальной жизни через усвоение им существующих ценностей и норм социального поведения. Воспитание рассматривается как искусственная (управляемая), особым образом выстроенная деятельность, направленная на обеспечение воспроизводства соответствующих (перспективных) культурных ценностей, моральных норм, правил позитивного социального поведения.

При этом обучение также рассматривается в рамках деятельностного, «проектного» отношения к человеку, т.е. является специально организованной деятельностью по интеллектуальному развитию человека, обеспечивающее базу для получения профессии и его включения с социальные системы распределения труда.

Основным отличием воспитания от обучения является его экзистенциальная, смысложизненная направленность, позволяющая человеку выработать собственные жизненные ориентиры, сформировать свой жизненный стиль. Обучения ориентированного в основном на интеллектуальное развитие человека.

Педагогика и воспитание: историко-культурный анализ

Для анализа содержания воспитательной практики как одной из составляющих педагогической деятельности в историко-культурной перспективе, мы будем использовать, в редуцированном виде, матрицу типов педагогических деятельностей В. Мацкевича.

Таблица 1.

Культурно-историческая ситуация 1

Естественная педагогика

Культурно-историческая ситуация 2

Педагогика культуры

 

Культурно-историческая ситуация 3

Эгалитарная педагогика

 

Приводимые здесь реконструкции необходимо рассматривать в тех исторических ситуациях, в которых эти типы педагогических деятельностей впервые появились. В этом смысле Естественная педагогика, как задающая всеобщность воспитания, образования и подготовки, возможна только при изолированном существовании, которое характерно для тех типов общества и культуры, которые можно обозначить как первобытные. Для этой культурно-исторической ситуации целостность и полнота образовательной сферы культуры обеспечивается Естественной педагогикой. Для всех других ситуаций, исторической перспективе следующих за первобытным состоянием культуры, Естественная педагогика выступает как один из типов организации образовательной сферы и комлексируется с другими типами по принципу настройки и конкретизации. Она сохраняется как локальная и частичная и сосуществует в комплексной целостности с другими типами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Учет психолого-педагогических особенностей младших школьников
Учет индивидуальных психолого-педагогических особенностей младших школьников это ведущая характеристика формирования результатов учебной деятельности. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности младшего школьника становится учеб ...

Характеристика авторской личностно ориентированной методической системы образовательного учреждения
Как определить, что руководитель образовательного учреждения занят созданием именно авторской методической системы, а не чего-то иного? Личностный подход как раз и позволяет вести поиск таких критериев. К ним, по мнению В. В. Серикова, относятся: 1) удержание руководителем в поле своего сознания ко ...

Формирование системы понятий как средство формирования мышления школьников
В процессе обучения школьник усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы и правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Подражая старшим и следуя их указаниям, учащийся средней школы постепенно приучается правильно с ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru