Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Теоретические представления о воспитании

Страница 1

Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения ряда наук. В рамках философии исследуется познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, онтологические и гносеологические основы воспитания; формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствие, с которыми определяются его конкретные средства.

Шварцман К.А выделяет четыре типа философских систем и концепций воспитания:

утилитаризм, – человек на службе общества, использование человека обществом с максимальной пользой;

прагматизм, – обеспечение успешности человека в обществе, т.е. как научить извлекать человека максимум пользы из социальных ситуаций, практическое обучение (Дьюи);

когнитивизм, – обучение методом проектов, «если что-то делаем, то сразу понимаем чему учиться» или «научить человека мышлению» – значит воспитать его (Пиаже, Выготский, Кольберг);

гуманизм, – идея безусловного доверия к ребенку, воспитание как предоставление возможностей, педагог обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение (Братченко, Маслоу, Роджерс).

В социологии предметом исследования являются социальные условия развития личности, социальные нормы и условия социального воспроизводства, которые могут рассматриваться как социальный «заказ» для системы воспитания. В социологии образования изучаются условия осуществления воспитания, его региональные и социально-культурные особенности, системы воспитательных институтов, учреждений, соотношение социальных влияний и целенаправленного воздействия на человека, обеспечивающие социализацию человека.

В этнографии рассматривается закономерности социального воспроизводства у народов мира на разных стадиях исторического развития, существующие у разных народов особенности в укладах жизни, социальных и нравственных нравственные нормах, специфике отношении между родителями и детьми и т.д.

В психологии исследуются возрастные, индивидуальные и групповые особенности и закономерности развития и поведения людей, создающие объективные и субъективные предпосылки для разработки эффективных способов и средств воспитания.

В отличие от вышеуказанных научных направлений задачей педагогической науки является не только проведение исследований, связанных с социальным и индивидуальным становлением человека, но и разработка средств, форм и методов педагогического – обучающего и воспитывающего воздействия на человека.

В настоящее время существуют ряд терминов с разных сторон характеризующих особенности социального и индивидуального становления человека. Для того чтобы определить содержание понятия воспитания необходимо сделать различение между сложившимися уже в науке понятиями социализации, обучения, воспитания и подготовки.

Социолог и культуролог М. Вебер определяет процесс социализации как «процесс интеграции человека в различные виды социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) путем усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности». В данном подходе человек рассматривается как пассивный материал, преобразуемый (интегрируемый) в различные формы социального, через освоение «соответствующих элементов культуры, социальных норм и ценностей».

Социально-психологическое понимание социализации включает в себя рассмотрение собственной активности человека, которая обсуждается в терминах индивидуализации и индивидуального развития. Так, Л.С. Выготский отмечает, что «в процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, т.е. происходит социализация. В то же время человек приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. происходит индивидуализация» .

Психолог Г.М. Андреева конкретизирует понятие социализации как двусторонний процесс: «Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Беседа, как метод активизации мышления учащихся
Беседа – способ обучения, в котором основное место занимают вопросы учителя и ответы учащихся. Учитель ставит вопросы и тем самым побуждает их, опираясь на имеющиеся у них знания, самостоятельно приобретать новые знания. Беседа используется в преподавании с древних времен. Так, древнегреческий фило ...

Речь как фактор развития человека
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу. Речь – это процесс общения; язык – система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе об ...

Особенности изучения многозначных слов в начальной школе
В русском языке, как и в других языках, есть слова, которые имеют в своей семантической структуре не одно, а несколько (два и более) лексических значений. Это многозначные слова. Они противопоставляются однозначным словам, т. е. словам, имеющим одно лексическое значение. Многозначность (полисемия) ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru