Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Теоретические представления о воспитании

Страница 1

Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения ряда наук. В рамках философии исследуется познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, онтологические и гносеологические основы воспитания; формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствие, с которыми определяются его конкретные средства.

Шварцман К.А выделяет четыре типа философских систем и концепций воспитания:

утилитаризм, – человек на службе общества, использование человека обществом с максимальной пользой;

прагматизм, – обеспечение успешности человека в обществе, т.е. как научить извлекать человека максимум пользы из социальных ситуаций, практическое обучение (Дьюи);

когнитивизм, – обучение методом проектов, «если что-то делаем, то сразу понимаем чему учиться» или «научить человека мышлению» – значит воспитать его (Пиаже, Выготский, Кольберг);

гуманизм, – идея безусловного доверия к ребенку, воспитание как предоставление возможностей, педагог обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение (Братченко, Маслоу, Роджерс).

В социологии предметом исследования являются социальные условия развития личности, социальные нормы и условия социального воспроизводства, которые могут рассматриваться как социальный «заказ» для системы воспитания. В социологии образования изучаются условия осуществления воспитания, его региональные и социально-культурные особенности, системы воспитательных институтов, учреждений, соотношение социальных влияний и целенаправленного воздействия на человека, обеспечивающие социализацию человека.

В этнографии рассматривается закономерности социального воспроизводства у народов мира на разных стадиях исторического развития, существующие у разных народов особенности в укладах жизни, социальных и нравственных нравственные нормах, специфике отношении между родителями и детьми и т.д.

В психологии исследуются возрастные, индивидуальные и групповые особенности и закономерности развития и поведения людей, создающие объективные и субъективные предпосылки для разработки эффективных способов и средств воспитания.

В отличие от вышеуказанных научных направлений задачей педагогической науки является не только проведение исследований, связанных с социальным и индивидуальным становлением человека, но и разработка средств, форм и методов педагогического – обучающего и воспитывающего воздействия на человека.

В настоящее время существуют ряд терминов с разных сторон характеризующих особенности социального и индивидуального становления человека. Для того чтобы определить содержание понятия воспитания необходимо сделать различение между сложившимися уже в науке понятиями социализации, обучения, воспитания и подготовки.

Социолог и культуролог М. Вебер определяет процесс социализации как «процесс интеграции человека в различные виды социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) путем усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности». В данном подходе человек рассматривается как пассивный материал, преобразуемый (интегрируемый) в различные формы социального, через освоение «соответствующих элементов культуры, социальных норм и ценностей».

Социально-психологическое понимание социализации включает в себя рассмотрение собственной активности человека, которая обсуждается в терминах индивидуализации и индивидуального развития. Так, Л.С. Выготский отмечает, что «в процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, т.е. происходит социализация. В то же время человек приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. происходит индивидуализация» .

Психолог Г.М. Андреева конкретизирует понятие социализации как двусторонний процесс: «Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Методы и приемы по развитию грамматического строя речи детей
Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальном детском саду для детей с речевыми нарушениями путем использования поэтапной системы формирования речи. В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР 4-6 лет положены следующие принципы. раннего воздействия на речевую деятельнос ...

Теоретические основы обучения глухих детей языку
Вторая половина ХХ века стала эпохой становления коммуникативной системы обучения глухих детей. На разработку её и внедрение были направлены крупные научные силы и поиски педагогов-энтузиастов. Основоположником этой системы был профессор С.А. Зыков. Объединив усилия нескольких групп учёных и педаго ...

Проведение уроков-экскурсий по математике для развития познавательного интереса младших школьников на формирующем этапе
Цель формирующего этапа эксперимента – повысить уровень интереса к математике через проведение уроков-экскурсий для развития познавательного интереса младших школьников. На формирующем этапе эксперимента участвовали учащиеся 4 класса. На первых этапах изучения математики в начальной школе особенно ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru