Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Приведем еще некоторые данные о числе учащихся в СССР (старше 16 лет, с отрывом от производства) на 1991 г. (млн.).
учащихся общеобразовательной школы |
3,2 |
учащихся ПТУ |
2,92 |
студентов техникумов |
2,49 |
студентов вузов |
2,85 |
учащихся подготовительных отделений вузов |
0,05 |
аспирантов, докторантов |
0,05 |
учащихся школ и курсов |
0,14 |
Всего |
11,70 |
А теперь о некоторых характеристиках школ собственно России. Данные приводятся на начало 1992/93 уч. г. В ближайшие годы они, скорее всего, существенно не изменятся. Всего школ насчитывалось 67891 (в Свердловской области – 1513), в том числе в городских поселениях – 19572, в сельских – 48319. Учащихся в дневной общеобразовательной школе – 20427 тыс. (в Свердловской области – 628,1 тыс.), из них в городских школах – 14529 тыс., а в сельских – 5898 тыс. Обратите внимание на соотношение числа школ и учащихся в городской и сельской местности.
Нынешние изменения в системе образования начинались еще в бытность СССР со школьной реформы 1984 г. В 1986 г. принимается решение о перестройке высшего и среднего специального образования. В целом меры, намечавшиеся по обеим реформам, не дали ожидаемого результата, а с изменением политической ситуации в стране и переходом к рыночным отношениям вообще утратили какое-либо значение. Под давлением обстоятельств и потребностей школа в значительной степени стала развиваться и перестраиваться стихийно. Изменения в образовании происходят на наших глазах и при нашем участии.
# Ниже мы расскажем кратко об этих изменениях, а вы попробуйте дополнить их и провести «ревизию», отметив положительные и негативные явления.
К положительным сдвигам отнесем появление важных документов, определяющих концепцию развития образования и школы: Закон РФ «Об образовании» (1992) и Конституцию Российской Федерации (декабрь 1993). Ведущие положения обоих законодательных актов концентрируются в ст. 43 Конституции: каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии; обязательность основного общего образования; установление государственных образовательных стандартов и поддержка различных форм образования и самообразования. Обратим внимание, что первоначально ни закон «Об образовании», ни Конституция (ст. 43) не содержали гарантий прежней общедоступности и бесплатности полного среднего образования, ограничившись только общим средним. Понадобился протест общественности и Министерства образования РФ, чтобы были восстановлены прежние права граждан.
Это интересно:
Социально-территориально-культурные основания «проектов» воспитательной
работы
В современных процессах культурного воспроизводства можно выделить два конкурирующих направления: процесс глобальной унификации культурного многообразия и процесс регионализации – оформления социокультурной уникальности регионов и городов. Переход России от тоталитарного к демократическому обществе ...
Понятие «функциональная зависимость» в психолого-педагогической литературе
Начиная с XVII в. одним из важнейших понятий является понятие функции. Оно сыграло и поныне играет большую роль в познании реального мира. Идея функциональной зависимости восходит к древности, она содержится уже в первых математически выраженных соотношениях между величинами, в первых правилах дейс ...
Значение театрализованных игр во всестороннем развитии дошкольников
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театрализованные игры, которые близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а ...