Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Система образования и общественно-педагогическое движение в СССР и России с 1985 г

Педагогика и воспитание » Советская школа и педагогика в 1946–1985 гг » Система образования и общественно-педагогическое движение в СССР и России с 1985 г

Страница 5

Сделать образование товаром высокого спроса – процесс сложный и долговременный. Предстоит преодолеть устаревшие утилитарно-экономические подходы к образованию как к системе, которая должна готовить кадры и рабочую силу, а не формировать личность свободного и ответственного гражданина, принимающего рынок и умеющего жить в условиях правового государства. Процесс внедрения образования в рыночную экономику сопровождается гуманитаризацией образования. Эксперты утверждают, что если XIX в. был веком технических революций, XX в. – научно-технических, то XXI в. неизбежно станет веком гуманитарных революций. Поймут ли это достаточно быстро наши политические лидеры и экономисты, пойдут ли навстречу образованию? За рубежом поняли, должны понять и у нас. Разумеется, также с помощью педагогов.

Сложна и другая проблема. Необходимы серьезные качественные изменения в учительском корпусе. Нужен учитель широкообразованный, социально защищенный, материально обеспеченный. Это также задача, рассчитанная на перспективу. Иметь такого учителя может только эффективно работающее общество.

Что же представляет собой учительский корпус сегодня? Перемены в нем, хотя и медленно, но происходят. Они связаны с некоторой демократизацией учебных заведений и новыми отношениями в обществе. Наблюдается неоднозначность мнений школьных педагогов о происходящих и ожидаемых изменениях в системе образования. Одни хотели бы немедленных и решительных перемен, другие за то, чтобы «все было, как раньше», взгляды третьих – умеренны. Трудно сказать, какая группа сегодня лидирует. Несомненно лишь то, что на их динамику влияет «усталость ожиданий», несбывшиеся надежды, общая нестабильность.

Социологические исследования дают представление и о дифференциации педагогов школы по их ориентации на профессиональную деятельность. По данному признаку выделяются следующие типы:

– педагоги-новаторы, создатели авторских школ и соответствующих методик высокой эффективности;

– педагоги среднего уровня, которых отличает профессиональная мобильность, готовность к углублению своих знаний, привнесению нового в содержание и методику своих курсов;

– педагоги, находящиеся на перепутье, неуверенные в своих силах и нуждающиеся в профессиональной помощи извне, но еще способные соответствовать современным требованиям;

– педагоги, неспособные к изменению своей деятельности в соответствии с новым социальным заказом и не отвечающие потребностям общества в развитии школы и системы образования в целом*.

Очевиден значительный разброс в культуре, профессионализме среди учителей и преподавателей: от новаторов, светлых голов, талантов до подчас глубокой невежественности. Наверное, так было всегда, а сегодня обнаружилось с особой силой. Больному обществу крайне нужно «лечение», в том числе и сильные учителя. Пока же наша профессия по-прежнему непрестижна. Значит, прерываются учительские династии, профессиональная интеллигентность реже, чем раньше, передается из поколения в поколение. Немногие школы и вузы являются сегодня центрами духовного притяжения в обществе.

Среди будущих учителей, нынешних студентов педвузов по-прежнему мало юношей (около 10%); значит, в ближайшее время в школе сохранится феминизация. Студенткам нелегко выйти замуж, и, понимая, что, работая в женском коллективе, это сделать еще труднее, они стараются использовать для этого студенческие годы. Учеба отодвигается на второй план, многие студентки признаются, что она мешает их личной жизни. Так складывается неудовлетворенность своей жизненной судьбой. Если же удается выйти замуж, то учиться становится еще труднее: семья, ребенок, отсутствие своего жилья, нервные срывы. Психологический дискомфорт отрицательно влияет на уровень профессиональной подготовки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Схемы – опоры, символы и их роль в обучении английскому языку
В методике преподавания иностранных языков символы широко используются в обучении лексике и грамматике. Символическое изображение слов и даже словосочетаний способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Функциональное значение символа в обучении грамматике и формировании грамма ...

Школьное образование
Обязательное школьное образование было введено в Швеции в 1842 году. Но в ее настоящем виде школа существует с 1962 года. Посещение школы обязательно для всех детей, проживающих в Швеции, в возрасте от 7 до 16 лет. С 1991 года с разрешения муниципальных властей стали открываться и классы для шестил ...

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (В.К.Воробьева, Р.И ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru