Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Система образования и общественно-педагогическое движение в СССР и России с 1985 г

Педагогика и воспитание » Советская школа и педагогика в 1946–1985 гг » Система образования и общественно-педагогическое движение в СССР и России с 1985 г

Страница 6

Часто студенты педвуза интеллигенты в первом поколении. Значит, у них нет глубоких культурных традиций, высоких духовных потребностей. Любимые занятия студенток дома в свободное время – просмотр телепередач, чтение художественной литературы, реже публицистики, встречи с друзьями, многие любят вязать и шить. А вне дома? На первом месте – кинотеатр, а вот театры, выставки, филармония успехом не пользуются. Спорт тоже не в почете. Научно-исследовательской работой занимается примерно каждый тринадцатый будущий педагог.

Менее 50% студентов педагогических учебных заведений выбирают профессию сознательно. Остальные – по совету знакомых, потому что поблизости нет другого вуза или училища, или из-за небольшого конкурса, потому что легче получить диплом. Отсюда и последующее разочарование выбором. Только 20–25% студентов педвузов к последнему курсу считают учительство своим призванием. В такой обстановке уже несколько десятилетий осуществляется подготовка учителей. Общественная неустроенность последних лет усиливает ее негативные стороны.

Хотя ситуация с сегодняшним и завтрашним учителем не слишком радужная, будем все же оптимистами. Пути выхода из кризиса есть, их нужно искать, и здесь многое зависит от нас, нашей профессиональной организованности и единства. Важно преодолеть вольную или невольную боязнь демократии, овладевать ею, активнее пользоваться правом на свободное творчество. Помнить, что демократия, свобода – это еще и работа. Нужно много читать, следить за новым словом в науке, методике и приобщаться к нему, находить лучшие формы общения в классе и вне класса. Легко ли это? И все ли ждут такой свободы, рады ей и способны воспользоваться ею? Наверное, нет. Но задумаемся и поймем, что в новом, демократическом обществе, в условиях рыночной экономики все это станет обычными и непременными требованиями к профессионализму учителя, любого педагога. Тогда изменится и отношение к педагогу школы, возрастет его престиж. Когда, как не сегодня, готовиться к этому?

Существенна, наконец, и еще одна проблема. Нужны новые подходы к уроку, ко всей учебно-воспитательной работе, где прежде всего реализуется учитель, формируется личность, а значит, во многом определяются судьбы преобразований в стране, будущее. Задача в том, чтобы весь учебно-воспитательный процесс в школе соотнести с теми концептуальными принципами демократии и гуманизации, которые обозначаются в системе образования.

Прежде всего следует обратиться к гуманитаризации образования и воспитания, что предполагает отход от идеологии поиска врагов, отказ от приоритета классовых интересов. Десятилетиями наше общество пугали империалистами и поджигателями войны, оппортунистами и ревизионистами, вейсманистами и морганистами, космополитами, кибернетиками, диссидентами. У каждого поколения был свой образ врага. И чем больше врагов, тем больше накапливалось ненависти, жестокости, беззакония. Предстоит нелегкая, но необходимая задача – перейти в мир иного мышления, где предпочтение отдается закону, правам человека, свободе, справедливости, добру, милосердию, взаимной помощи. Сделать это нужно всем педагогам-учителям и, главное, научить тому же детей.

На уроке и в учебно-воспитательной работе основным должен стать принцип: человек – высшая ценность в обществе. Необходим культ Человека, Личности. Учителю и ученику нужно убеждение в том, что человек не средство, а цель, не «винтик», а «венец творения». Такая альтернатива и обозначает рубеж между тоталитарным мышлением и философией гуманизма, авторитарной педагогикой и педагогикой сотрудничества. Здесь мы вновь возвращаемся к идее об истинной цели образования, идущей от лучших традиций истории педагогики, о том, что каждый урок должен быть нравственным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Предметно-развивающая среда
Для самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе созданы благоприятные условия. Имеется уголок театрализованной деятельности в виде сцены (подиума) с занавесом. В нем широко представлены: различные виды театров ( би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, театр на фланелеграфе, бан ...

Опыт работы Вологодской областного комитета ВЛКСМ по воспитанию школьного комсомольского актива
В 70-80 годах остро стояла проблема воспитания комсомольских кадров и нравственного формирования личности комсомольца-организатора. Ключевым вопросом перестройки в комсомоле назвал ХХ съезд ВЛКСМ улучшение работы с комсомольскими кадрами. У выборного комсомольского актива необходимо было сформирова ...

Методика воспитания культуры поведения старшего дошкольного возраста
На основе полученных результатов, на формирующем этапе была систематизирована работа по развитию культуры поведения детей. Для реализации плана экспериментальной работы с детьми по формированию у них культуры поведения были использованы следующие методы: этические беседы; решение проблемных ситуаци ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru