Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Содержание и структура современного школьного учебника

Педагогика и воспитание » Содержание и структура современного школьного учебника

Страница 2

Структура учебника – организованный порядок отбора и использования основных компонентов учебной книги:

1) текстовой компонент: основной текст, дополнительный текст, пояснительный текст;

2) внетекстовой компонент: методический аппарат, иллюстрации, аппарат ориентировки.

Видовое многообразие структурных компонентов и их баланс определяются методической концепцией учебной книги, многообразием видов информации и способами ее обработки и представления в учебнике.

Учебник является носителем содержания обучения. Содержание может быть представлено как система знаний и основа учебных умений и навыков. Знания – это основной компонент в содержании обучения; объективная информация о тех или иных объектах действительности, осознанно воспринятая и зафиксированная в памяти, усвоенная до уровня осознания внешних и внутренних связей, готовности творческого использования. Характеристиками качества знаний могут быть: системность; непрерывность; обобщенность; оперативность; гибкость. Увеличивающийся в настоящее время поток информации обуславливает большую значимость компоновки знаний в учебнике.

Учебник несет в себе двойную информацию. Во-первых, содержательную (историографическую), так как он является массовым и информативным источником по изучению процесса формирования, развития и взаимовлияния различных исторических концепций. Во-вторых, школьный учебник содержит большой объем идейно-политической информации.

Историографическое значение учебной литературы следует оценивать, исходя из понимания предмета самой исторической науки. Историческая наука получает прямой выход в социальную практику в школьных учебниках истории, которые, формируя мировоззрение подрастающего поколения, решают образовательные и воспитательные задачи. Дискуссии вокруг содержания учебников по отечественной истории стоят в центре внимания научной и общественной жизни страны. Связь между исторической наукой обществом во все времена осуществлялась и осуществляется через школьное историческое образование.

Давайте обратим внимание на качество учебных изданий. Содержание учебных книг соответствует современным научным представлениям, существующим в базовой науке в отношении данного объекта (например, в истории), уровню образовательной программы (ступени обучения), а также требованиям, предъявленным к структуре и методическому аппарату учебных изданий в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся.

Современный учебник должен:

- учитывать возрастные особенности учащихся и эстетические нормы;

- отражать базовый минимум и соответствовать примерным программам;

- ориентироваться на современный уровень науки и отражать с достаточной полнотой не только предметную область, но и различные точки зрения и позиции ученых;

- изложение материала должно быть системным;

- содержать разнообразный методический аппарат, позволяющий организовать дифференцированное обучение и самостоятельную работу учащихся;

- способствовать воспитанию высоких нравственных качеств, демократических установок, уважение к истории и культуре всех стран и народов, формированию оценочных суждений, научного мышления;

- содержать необходимый иллюстративный ряд;

- соответствовать санитарным нормам.

Добавлю, что «хороший» учебник должен открывать школьнику путь для новых вопросов, творческого исследования заинтересовавших проблем. Демонстрировать многообразие интерпретаций исторического прошлого и помогать ученикам понять причины этого многообразия.

В центре внимания, как правило, оказывается научная составляющая: книга должна отражать основные закономерности развития общества, чтобы человек мог адекватно оценивать настоящее и иметь ориентиры на будущее. Само понятие "развитие" подразумевает некоторое направление, а возможность активного участия в процессе - наличие альтернатив. История - не только закономерный процесс общественного становления, но и поиск человечеством оптимальных форм своего существования. Исторический процесс - это постоянная борьба, которая ставит перед отдельными личностями и целыми народами проблему выбора. Таким образом, школьный учебник несет еще и огромную ценностную нагрузку, определяя жизненную позицию того, кто к нему обращается.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Принцип дисциплины в свободе
По словам М. Монтессори, дисциплина в свободе – вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в нашей системе понятие дисциплины весьма отличается от ходячего понятия ее. Раз дисциплина основана на ...

Кинестетическое восприятие как необходимый фактор развития речи
Для своевременного формирования речи необходима согласованная работа всего артикуляционного аппарата ребенка. Непосредственная близость в головном мозге речевых и моторных зон и соответственно их сохранность обеспечивает нормальное речевое развитие ребенка. М.А. Пискунов, Л.М. Шипицина, Е.М. Мастюк ...

Формирование умения самостоятельно есть и пить
Здесь выделяется два аспекта: во-первых, ребенку нужно научиться справляться с той пищей, которую едят все, и во-вторых, научиться делать это без посторонней помощи. Овладеть этими умениями очень важно, поскольку они помогут ребенку сохранять чувство собственного достоинства, быть независимым и хор ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru