Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Структура учебника – организованный порядок отбора и использования основных компонентов учебной книги:
1) текстовой компонент: основной текст, дополнительный текст, пояснительный текст;
2) внетекстовой компонент: методический аппарат, иллюстрации, аппарат ориентировки.
Видовое многообразие структурных компонентов и их баланс определяются методической концепцией учебной книги, многообразием видов информации и способами ее обработки и представления в учебнике.
Учебник является носителем содержания обучения. Содержание может быть представлено как система знаний и основа учебных умений и навыков. Знания – это основной компонент в содержании обучения; объективная информация о тех или иных объектах действительности, осознанно воспринятая и зафиксированная в памяти, усвоенная до уровня осознания внешних и внутренних связей, готовности творческого использования. Характеристиками качества знаний могут быть: системность; непрерывность; обобщенность; оперативность; гибкость. Увеличивающийся в настоящее время поток информации обуславливает большую значимость компоновки знаний в учебнике.
Учебник несет в себе двойную информацию. Во-первых, содержательную (историографическую), так как он является массовым и информативным источником по изучению процесса формирования, развития и взаимовлияния различных исторических концепций. Во-вторых, школьный учебник содержит большой объем идейно-политической информации.
Историографическое значение учебной литературы следует оценивать, исходя из понимания предмета самой исторической науки. Историческая наука получает прямой выход в социальную практику в школьных учебниках истории, которые, формируя мировоззрение подрастающего поколения, решают образовательные и воспитательные задачи. Дискуссии вокруг содержания учебников по отечественной истории стоят в центре внимания научной и общественной жизни страны. Связь между исторической наукой обществом во все времена осуществлялась и осуществляется через школьное историческое образование.
Давайте обратим внимание на качество учебных изданий. Содержание учебных книг соответствует современным научным представлениям, существующим в базовой науке в отношении данного объекта (например, в истории), уровню образовательной программы (ступени обучения), а также требованиям, предъявленным к структуре и методическому аппарату учебных изданий в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся.
Современный учебник должен:
- учитывать возрастные особенности учащихся и эстетические нормы;
- отражать базовый минимум и соответствовать примерным программам;
- ориентироваться на современный уровень науки и отражать с достаточной полнотой не только предметную область, но и различные точки зрения и позиции ученых;
- изложение материала должно быть системным;
- содержать разнообразный методический аппарат, позволяющий организовать дифференцированное обучение и самостоятельную работу учащихся;
- способствовать воспитанию высоких нравственных качеств, демократических установок, уважение к истории и культуре всех стран и народов, формированию оценочных суждений, научного мышления;
- содержать необходимый иллюстративный ряд;
- соответствовать санитарным нормам.
Добавлю, что «хороший» учебник должен открывать школьнику путь для новых вопросов, творческого исследования заинтересовавших проблем. Демонстрировать многообразие интерпретаций исторического прошлого и помогать ученикам понять причины этого многообразия.
В центре внимания, как правило, оказывается научная составляющая: книга должна отражать основные закономерности развития общества, чтобы человек мог адекватно оценивать настоящее и иметь ориентиры на будущее. Само понятие "развитие" подразумевает некоторое направление, а возможность активного участия в процессе - наличие альтернатив. История - не только закономерный процесс общественного становления, но и поиск человечеством оптимальных форм своего существования. Исторический процесс - это постоянная борьба, которая ставит перед отдельными личностями и целыми народами проблему выбора. Таким образом, школьный учебник несет еще и огромную ценностную нагрузку, определяя жизненную позицию того, кто к нему обращается.
Это интересно:
Средства и методы воспитания культуры поведения детей
старшего дошкольного возраста
Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку. 1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, ки ...
Коррекционные занятия на развития креативности у детей с СДВГ
Наше время — это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает ...
Особенности развития детей 5-6 лет
Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом "первого вытяжения", когда за один год ребенок может вырасти на 7-10 см. Развитие опорно-двигательной системы ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Эти особенности тренер должен учитывать при проведении гимнастических упражнений, та ...