Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Содержание и структура современного школьного учебника

Педагогика и воспитание » Содержание и структура современного школьного учебника

Страница 2

Структура учебника – организованный порядок отбора и использования основных компонентов учебной книги:

1) текстовой компонент: основной текст, дополнительный текст, пояснительный текст;

2) внетекстовой компонент: методический аппарат, иллюстрации, аппарат ориентировки.

Видовое многообразие структурных компонентов и их баланс определяются методической концепцией учебной книги, многообразием видов информации и способами ее обработки и представления в учебнике.

Учебник является носителем содержания обучения. Содержание может быть представлено как система знаний и основа учебных умений и навыков. Знания – это основной компонент в содержании обучения; объективная информация о тех или иных объектах действительности, осознанно воспринятая и зафиксированная в памяти, усвоенная до уровня осознания внешних и внутренних связей, готовности творческого использования. Характеристиками качества знаний могут быть: системность; непрерывность; обобщенность; оперативность; гибкость. Увеличивающийся в настоящее время поток информации обуславливает большую значимость компоновки знаний в учебнике.

Учебник несет в себе двойную информацию. Во-первых, содержательную (историографическую), так как он является массовым и информативным источником по изучению процесса формирования, развития и взаимовлияния различных исторических концепций. Во-вторых, школьный учебник содержит большой объем идейно-политической информации.

Историографическое значение учебной литературы следует оценивать, исходя из понимания предмета самой исторической науки. Историческая наука получает прямой выход в социальную практику в школьных учебниках истории, которые, формируя мировоззрение подрастающего поколения, решают образовательные и воспитательные задачи. Дискуссии вокруг содержания учебников по отечественной истории стоят в центре внимания научной и общественной жизни страны. Связь между исторической наукой обществом во все времена осуществлялась и осуществляется через школьное историческое образование.

Давайте обратим внимание на качество учебных изданий. Содержание учебных книг соответствует современным научным представлениям, существующим в базовой науке в отношении данного объекта (например, в истории), уровню образовательной программы (ступени обучения), а также требованиям, предъявленным к структуре и методическому аппарату учебных изданий в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся.

Современный учебник должен:

- учитывать возрастные особенности учащихся и эстетические нормы;

- отражать базовый минимум и соответствовать примерным программам;

- ориентироваться на современный уровень науки и отражать с достаточной полнотой не только предметную область, но и различные точки зрения и позиции ученых;

- изложение материала должно быть системным;

- содержать разнообразный методический аппарат, позволяющий организовать дифференцированное обучение и самостоятельную работу учащихся;

- способствовать воспитанию высоких нравственных качеств, демократических установок, уважение к истории и культуре всех стран и народов, формированию оценочных суждений, научного мышления;

- содержать необходимый иллюстративный ряд;

- соответствовать санитарным нормам.

Добавлю, что «хороший» учебник должен открывать школьнику путь для новых вопросов, творческого исследования заинтересовавших проблем. Демонстрировать многообразие интерпретаций исторического прошлого и помогать ученикам понять причины этого многообразия.

В центре внимания, как правило, оказывается научная составляющая: книга должна отражать основные закономерности развития общества, чтобы человек мог адекватно оценивать настоящее и иметь ориентиры на будущее. Само понятие "развитие" подразумевает некоторое направление, а возможность активного участия в процессе - наличие альтернатив. История - не только закономерный процесс общественного становления, но и поиск человечеством оптимальных форм своего существования. Исторический процесс - это постоянная борьба, которая ставит перед отдельными личностями и целыми народами проблему выбора. Таким образом, школьный учебник несет еще и огромную ценностную нагрузку, определяя жизненную позицию того, кто к нему обращается.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Модель идеального воспитательно-образовательного учреждения К.Н. Вентцеля и опыт ее практической реализации
Практическому воплощению идей свободного воспитания в жизнь призваны содействовать воспитательно-образовательные учреждения нового типа, - "Дома Свободного Ребенка". Цель создания такого учреждения, - "прогрессирующее освобождение ребенка от внешнего и внутреннего гнета, предоставлен ...

Особенности игр-драматизаций у детей младшего дошкольного возраста
Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом&q ...

Цели и задачи деятельности коллектива УПК
Основной целью работы коллектива является создание условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствование воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределению в будущей профессиональной карьере. Для учащихся 9-1 ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru