Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Содержание и структура современного школьного учебника

Педагогика и воспитание » Содержание и структура современного школьного учебника

Страница 1

Учебник был и остается основным средством обучения в школе. За последнее десятилетие в этой области произошли кардинальные изменения. Там, где существовал единый и единственный учебник по истории и обществоведению (по принципу «один предмет – одна параллель – один учебник»), появилось несколько учебных пособий, созданных разными авторами, подготовленных в разных издательствах, по-своему излагающих учебный материал. Первый восторг сменился оторопью, оторопь – вопросами. Как выбрать подходящий учебник? Как работать по разным учебным книгам? Как не утонуть в мощном потоке новых книг? Рынок школьных учебников ангажирован, опутан темными нитями. Нужно не только кивать на причины, но и предлагать эффективные меры по борьбе с этим. Уже испробованы «открытые» конкурсы, организовывались многочисленные экспертные советы. Но воз и ныне там. Почему? Учитель – это человек, который творчески осмысливает учебный материал, расставляет акценты, выбирает стратегию преподавания. Именно поэтому больше жалоб учителей, что учебники плохие, преподавать невозможно. Таким образом, актуальность исследования вызвана противоречиями между потребностью в современном учебнике и отсутствием научно обоснованных требований к разработке структуры и содержания школьного учебника.

Выявленное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы современные требования к структуре и содержанию современного школьного учебника.

Объект исследования: структура и содержание современного школьного учебника.

Предмет исследования: современные требования к структуре и содержанию школьного учебника (на примере учебников по истории Отечества).

Актуальность проблемы, предмет исследования обусловили выбор темы «Содержание и структура современного школьного учебника».

Цель исследования: выявить современные требования к отбору и структурированию содержания современного учебника.

Гипотеза исследования: современные требования к структуре и содержанию современного школьного учебника будут адекватны задачам школьного образования, если:

- учебник отражает теоретические перемены в изучаемом предмете;

- структура учебника соответствует логике изучаемого предмета, способствует целостному и системному усвоению школьниками;

- учебник содержит системный аппарат организации усвоения учебного материала;

- педагогические условия реализации современных требований к структуре и содержанию современного учебника включают – изложение учебного материала с учетом закономерностей учебно-познавательной деятельности школьников, адекватность содержания учебника и логики его построения заявленному уровню образования; ориентация ученика на систему учебных мнений.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. определить дидактические функции учебника как средства обучения.

2. охарактеризовать учебник как носитель содержания обучения.

3. представить характеристику современного учебного материала и определить критерии оценки качества школьного учебника.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

- теоретические: анализ школьных учебников;

- эмпирические: опрос.

Теоретические основы содержания и структуры современного школьного учебника

В этой главе я попытаюсь уточнить, в чем же состоит сущность школьного учебника, определю его дидактические функции.

Модернизация школьного образования обусловила новый заказ на учебную книгу и работу с ней. Учебник – массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей (Д.Д. Зуев). А что же такое учебник «нового поколения»? Учебник «нового поколения» - учебная книга, отличающаяся системным подходом к использованию современных методологических, теоретико-педагогических и научно-методических оснований при конструировании содержания учебного материала и его методической концепции. В учебнике должна быть изложена система знаний, учебный материал должен стимулировать мышление, формировать внутреннее побуждение к активной творческой работе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Саламанка - древнейший университет Испании
Саламанка, город в Испании, в области Леон, на реке Тормес. В наши дни Саламанкский университет, являясь одним из важнейших культурных и образовательных центров Испании, поддерживает свою всемирную славу удивительно органичным сочетанием бережно хранимых традиций и самых новейших достижений. В отли ...

Условный экстремум функции двух переменных
При отыскании экстремумов функции двух переменных часто возникают задачи, связанные с так называемым условным экстремумом. Это понятие можно разъяснить на примере функции двух переменных. Пусть заданы функция и линия L на плоскости 0xy. Задача состоит в том, чтобы на линии L найти такую точку P (x, ...

Использование методических средств на уроках информатики при изучении темы «Аппаратное обеспечение компьютера»
При обучении учащихся теме аппаратное обеспечение компьютера, учителем используются все возможные методы, формы и средства обучения на уроке, но так же желательно активно использовать наглядный материал: физические составляющие компьютера: материнская плата, видеокарта, звуковая карта, сетевая карт ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru