Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Функции ролевой игры

Страница 5

- Взрослому и сверстнику.

3. Умеет ли ребенок принимать игровые задачи?

4. Какова длительность взаимодействия?

4 группа показателей. Самостоятельность детей в игре.

Отдельно эта группа показателей не выделяется, она присутствует в каждой рассмотренной группе.

Так, определяя содержание игры, выясняется самостоятельность детей в выборе замысла и в постановке игровых задач. При характеристике способов решения игровых задач уточняется, насколько самостоятельны дети в выборе предметных и ролевых способов. В третьей группе показателей устанавливается, по чьей инициативе играющие вступают во взаимодействие: по собственному побуждению или по предложению взрослого, сверстников.

Итак, рассмотренные группы показателей дают разностороннее представление о степени сформированности у детей игры. (Пример диагностического листа приведен в Приложении 1). Применять предложенную диагностику игры рекомендуется по специальной методике.

Методика диагностирования игры следующая:

Для заполнения диагностических листов нужны объективные данные об игре каждого ребенка. Чтобы их получить, рекомендуется использовать следующие методы:

1. Наблюдения за играми детей в группе, на участке, их протоколирование. С этой целью можно использовать технические средства - фотосъемку, магнитофонную запись высказывания детей в игре.

2. Беседы с воспитателями о содержании игр, способах решения с детьми игровых задач, о взаимодействии играющих, об их самостоятельности.

3. Игровые проблемные ситуации, которые задает детям педагог, наблюдающий за играми. При этом он должен тактично включаться в игру, не нарушая ее хода, и делать это только в случае, если во время пассивного наблюдения невозможно определить степень сформированности того или иного показателя развития игры.

Анализ диагностического листа, таким образом, позволяет выявить уровень развития игры каждого ребенка. Несформулированность того или иного показателя даст основание педагогу поставить конкретные задачи по руководству игрой, тем самым неформально осуществлять индивидуальный подход к детям. Мы выделили три уровня развития игры: высокий, средний и низкий. На начальном этапе игры распределение по уровням выглядит следующим образом:

Высокий уровень развития игры. Игровые замыслы возникают у ребенка самостоятельно. В игре ребенок отображает знакомые и мало знакомые события, комбинируя их между собой. Самостоятельно ставит игровые задачи.

Предметные способы решения игровых задач хорошо сформированы. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как развернутыми, так и обобщенными. Знакомые и новые предметы-заместители самостоятельно использует в разных значениях. По мере необходимости включает в игру воображаемые предметы.

У ребенка частично сформированы ролевые способы решения игровых задач. Ролевые действия разнообразные и достаточно выразительные, они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания могут быть обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, к взрослому, к сверстникам. Иногда появляется ролевая беседа, если взрослый просит. Ребенок охотно вступает во взаимодействие с взрослыми и со сверстниками, с удовольствием ставит им игровые задачи, но сам не всегда принимает игровые задачи, поставленные сверстниками, так как он еще не умеет тактично от них отказываться. Взаимодействие может быть кратковременным и длительным.

Средний уровень развития игры. Содержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты почти так же, как у детей, находящихся на высоком уровне развития игры.

Ролевые способы менее сформированы. Ролевые действия разнообразные, но не выразительные. Они сопровождаются ролевыми высказываниями.

Ролевая беседа не возникает.

Ребенок вступает в кратковременное взаимодействие с взрослым и со сверстниками.

Низкий уровень развития игры. Замысел игры возникает по инициативе ребенка. В игре он комбинирует знакомые и малознакомые события. Самостоятельно ставит разнообразные игровые задачи.

Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач.

Принимает роль, обозначает ее словом, но ролевые способы еще плохо сформированы. Ролевые действия однообразные, не выразительные, иногда сопровождаются ролевыми высказываниями, которые возникают как по инициативе взрослого, так и ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Это интересно:

Организация урока в системе ЛОО. Основные требования
Урок - основной элемент образовательного процесса, но в системе ЛОО существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Конечно, работа на уро ...

Формирование навыков внеситуативных форм общения у старших дошкольников с ЗПР с использованием элементов социально-психологического тренинга
На этом этапе работы наши усилия были сосредоточены на преодоление ситуативности в контактах дошкольников со взрослыми, их вовлечение в доверительные беседы на познавательные и личностные темы. В организационном и методическом плане рассматривают три основные этапа проведения СПТ: подготовительный, ...

Особенности методики физического воспитания школьников младших классов
Физическое воспитание в общеобразовательной школе, его эффективность во многом зависит не только от количества учебных часов, но и, самое главное, от методики учебно-тренировочного процесса. По этому вопросу издано огромное количество научных и методических работ, как в нашей стране, так и за рубеж ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru