Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Теоретические основы модульного обучения

Страница 1

Технология модульного обучения, использующая укрупненное структурированное содержание учебного материала, носит название технологии модульного обучения. Технология модульного обучения – одна из тактик обучения, которая по своей сути, являясь личностно-ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с развитием его личностной сферы, предоставляя ему при этом возможности для самоуправления.

В докладе ЮНЕСКО на конференции 1982 года модуль стал определяться как изолированный обучающий пакет, предназначенный для индивидуального или группового изучения учебного материала приобретения одного умения или группы умений путем внимательного знакомства и последовательного изучения упражнений с собственной скоростью. Поэтому модуль включает в себя:

целевой план действий;

банк информации;

методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

П.А. Юцявичене – один из первых авторов, обосновавших сущность и методические основы модульного обучения, разработал принципы и правила построения модульной программы. Здесь модуль рассматривается как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам, темпу учебно-познавательной деятельности, уровню самостоятельности школьников.

Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала, а это означает, что:

в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;

дается разъяснение к этой информации;

определяются условия погружения в информацию (конкретных литературных источников, методов добывания информации);

приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;

указаны практические задания.

В технологии модульного обучения существует три типа модулей:

знаниевые модули (для изучения основ науки). Главное в процессе учения – это усвоение, представляющего процесс воспроизведения человеком исторически сформированных способов познавательной деятельности с объектами, типов отношений к ним. Сущность усвоения заключается в том, что эта воспроизводящая деятельность первоначально осуществляется во внешней, развернутой материальной форме и через ряд промежуточных форм превращается во внутреннюю, свернутую, "умственную" форму.

Как отмечают Д.Н. Богоявленский и Н.А. Менчинская, в широком смысле термин "усвоение" означает познавательную деятельность, включающую целый ряд психических процессов: восприятие, память, мышление. Усвоение связано особенностями личности каждого учащегося – его чувствами, волей, со сложившимися у него отношением к действительности, с его склонностями и интересами, с определенными интеллектуальными качествами.

Усвоением знаний называется учебно-познавательская деятельность учащихся, направленная на сознательное и прочное овладение знаниями, способами выполнения учебных действий. Усвоение знаний – сложный многоэтапный процесс. Исходя из анализа его природы, в нем выделяют следующие основные компоненты:

восприятие и понимание;

запоминание;

применение, обобщение и систематизация знаний.

Все компоненты тесно между собой взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Поэтому трудно вычленить отдельные звенья процесса, и на том или ином этапе процесса усвоения может преобладать какой-то компонент. Это зависит и от соответствующих приемов учебной деятельности студента, и от руководства ею со стороны преподавателя.

операциональные модули (для формирования умений, навыков и способов деятельности).

Умения – это способность выполнять сложное комплексное действие на основе усвоенных знаний, навыков и практического опыта.

Навык – это компонент сложного умения, связан с многократным повторением одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях вплоть до автоматизации выполнения.

Сознательно и прочно усвоенные знания становятся средством умственной и практической деятельности значительно благодаря тому, что они "обрастают" умениями и навыками, "перерастают" в них.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
О подростках пишут на страницах журналов, в серьёзных монографиях публикуются результаты исследований вкусов, интересов, потребностей подрастающего поколения. О них думают, спорят, заботятся в семье и школе. Сегодня подростки не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитыва ...

Процесс воспитания с позиции П. Наторпа
Воспитание, как, стоя на позиции социальной педагогики, утверждал П.Наторп, имеет своей задачей «привести индивида к воссоединению с обществом, таким образом, за объективной и социальной точкой зрения должно оставаться всегда преобладающее значение». Не оперируя еще понятием «социализация» (оно вош ...

Развитие социально-бытовых навыков как средство нравственного воспитания
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru