Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Теоретические основы модульного обучения

Страница 1

Технология модульного обучения, использующая укрупненное структурированное содержание учебного материала, носит название технологии модульного обучения. Технология модульного обучения – одна из тактик обучения, которая по своей сути, являясь личностно-ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с развитием его личностной сферы, предоставляя ему при этом возможности для самоуправления.

В докладе ЮНЕСКО на конференции 1982 года модуль стал определяться как изолированный обучающий пакет, предназначенный для индивидуального или группового изучения учебного материала приобретения одного умения или группы умений путем внимательного знакомства и последовательного изучения упражнений с собственной скоростью. Поэтому модуль включает в себя:

целевой план действий;

банк информации;

методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

П.А. Юцявичене – один из первых авторов, обосновавших сущность и методические основы модульного обучения, разработал принципы и правила построения модульной программы. Здесь модуль рассматривается как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам, темпу учебно-познавательной деятельности, уровню самостоятельности школьников.

Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала, а это означает, что:

в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;

дается разъяснение к этой информации;

определяются условия погружения в информацию (конкретных литературных источников, методов добывания информации);

приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;

указаны практические задания.

В технологии модульного обучения существует три типа модулей:

знаниевые модули (для изучения основ науки). Главное в процессе учения – это усвоение, представляющего процесс воспроизведения человеком исторически сформированных способов познавательной деятельности с объектами, типов отношений к ним. Сущность усвоения заключается в том, что эта воспроизводящая деятельность первоначально осуществляется во внешней, развернутой материальной форме и через ряд промежуточных форм превращается во внутреннюю, свернутую, "умственную" форму.

Как отмечают Д.Н. Богоявленский и Н.А. Менчинская, в широком смысле термин "усвоение" означает познавательную деятельность, включающую целый ряд психических процессов: восприятие, память, мышление. Усвоение связано особенностями личности каждого учащегося – его чувствами, волей, со сложившимися у него отношением к действительности, с его склонностями и интересами, с определенными интеллектуальными качествами.

Усвоением знаний называется учебно-познавательская деятельность учащихся, направленная на сознательное и прочное овладение знаниями, способами выполнения учебных действий. Усвоение знаний – сложный многоэтапный процесс. Исходя из анализа его природы, в нем выделяют следующие основные компоненты:

восприятие и понимание;

запоминание;

применение, обобщение и систематизация знаний.

Все компоненты тесно между собой взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Поэтому трудно вычленить отдельные звенья процесса, и на том или ином этапе процесса усвоения может преобладать какой-то компонент. Это зависит и от соответствующих приемов учебной деятельности студента, и от руководства ею со стороны преподавателя.

операциональные модули (для формирования умений, навыков и способов деятельности).

Умения – это способность выполнять сложное комплексное действие на основе усвоенных знаний, навыков и практического опыта.

Навык – это компонент сложного умения, связан с многократным повторением одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях вплоть до автоматизации выполнения.

Сознательно и прочно усвоенные знания становятся средством умственной и практической деятельности значительно благодаря тому, что они "обрастают" умениями и навыками, "перерастают" в них.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Сущность и структура системы образования
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить: 1. Учебно-воспитательные учреждения, как разновидности социальных организаций; 2.Социальные общности образования - педагоги и учащиеся; 3.Учебный процесс - как вид социо-ку ...

Методические рекомендации к проведению обобщающего повторения
При подготовке к повторительно-обобщающим урокам прежде всего определяются принципиально важные элементы знаний, умений и навыков, которыми должен владеть ученик по повторяемой теме; выделение этих элементов определяет объем повторяемого материала. Затем, исходя из специфики учебного материала, из ...

Анализ коррекционной работы по преодолению свистящего сигматизма у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием
В ходе первичного обследования у детей экспериментальной группы были выявлены нарушение свистящих звуков на уровне звука, слога, слова. Исходя их этого, дети были поделены на четыре подгруппы. И в зависимости от нарушения с каждой подгруппой начиналась работа с определенного этапа. Рис. 2.3.1 - Кол ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru