Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
1 группа показателей. Чтобы иметь представление о содержании игры, педагогу нужно выяснить следующие вопросы:
1. Как у играющих возникает замысел?
- Дети могут сами придумать, во что будут играть. А также замысел им может подсказать воспитатель.
2. Насколько разнообразны замыслы у детей?
- Безусловно, если наблюдать за играми 1-2 раза, то ответить на этот вопрос невозможно. Его можно выяснить в ходе длительных наблюдений или бесед с воспитателями о том, во что играет каждый ребенок.
3. Сколько игровых задач ставит ребенок?
- Возникший замысел дети реализуют путем постановки игровых задач. Например, девочка решила играть в семью, она ставит три игровые задачи: кормит куклу, укладывает спать, гуляет с ней. Другой пример: мальчик ремонтирует машину, увидев поблизости игрушечную собачку, кормит ее “Косточкой”, потом подходит к телефону, звонит маме, в этой игре мальчик тоже поставил три игровые задачи.
4. Насколько разнообразны поставленные игровые задачи?
- Анализируя поставленные ребенком игровые задачи, педагог определяет, однообразные они или разнообразные.
5. Какова степень самостоятельности детей при постановке игровых задач?
- Игровую задачу ребенку может поставить взрослый, если заметит, что малыш бесцельно проводит время, например, он может сказать: “Покорми кукол”. Некоторым детям требуется лишь незначительная помощь взрослого в постановке игровых задач, например, воспитателю достаточно сказать: “Куклы грустные, что они хотят?” и ребенок самостоятельно ставит любую игровую задачу. В этом случае отмечается, что игровую задачу ребенок ставит с помощью взрослого. Дети могут и самостоятельно ставить игровые задачи без какой-либо помощи взрослого.
Таким образом, выделенные показатели дают представление о содержании детских игр. Вторая группа показателей содержит способы решения детьми игровых задач.
2 группа показателей. Чтобы иметь представление о способах решения с детьми игровых задач, необходимо выяснить следующие вопросы:
1. Насколько разнообразны игровые действия с игрушками?
- Уже в раннем возрасте малыши приучаются использовать игрушки в соответствии с их назначением. Выполняемые в игре действия с игрушками могут быть как разнообразными, так и однообразными.
2. Степень обобщенности игровых действий с игрушками.
- Игровые действия с игрушками могут быть развернутыми и обобщенными, т.е. разнообразными по степени обобщенности.
Развернутые игровые действия увлекают ребенка, он их многократно повторяет.
Игровые действия могут быть и обобщенные. В этом случае ребенок выполняет их быстро, а не развернуто, как бы “свернуто”.
3. Наличие в игре игровых действий с предметами-заместителями.
- Если дети используют предметы-заместители, то надо определить, самостоятельно их включают в игру или с помощью взрослого.
4. Наличие игровых действий с воображаемыми предметами.
- Также нужно выяснить степень самостоятельности детей в использовании воображаемых предметов.
5. Принимает ли ребенок на себя роль?
- При правильном руководстве игрой к концу третьего года жизни дети начинают принимать на себя роль. Это свидетельствует о переходе их на этап сюжетно-ролевой игры.
6. На сколько разнообразны ролевые действия? /игра в шофера/
7. Какова выразительность ролевых действий?
- При выполнении роли дети пользуются разными средствами выразительности, у них изменяются движения, жесты, мимика /разные мамы/.
8. Наличие ролевых высказываний.
- Они произносятся от имени того лица, чью роль выполняют.
9. Наличие ролевой беседы - это логически связанные между собой по содержанию фразы, которыми обмениваются играющие.
10. Кто инициатор ролевой беседы?
- Инициатором ролевой беседы может быть как взрослый, так и ребенок.
11. С кем ребенок вступает в ролевую беседу?
- С взрослым, с одним или несколькими сверстниками.
12. Какова содержательность ролевой беседы?
Итак, выделенные показатели позволяют определить степень сформированности у детей предметных и ролевых способов решения игровых задач.
Третья группа показателей характеризует взаимодействие детей в игре.
3.группа показателей. Взаимодействие детей в игре.
1. Вступает ли ребенок во взаимодействие или игра носит индивидуальный характер?
2. Кому ребенок ставит игровые задачи?
Это интересно:
Особенности использования логических задач и упражнений в процессе развития
мыслительных операций у дошкольников
Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современ ...
Историческая практика и теории закрытых
общественных систем воспитания
История закрытых общественных систем воспитания представляет собой не что иное, как попытку диалектического развития антитезиса (воспитания как особой формы человеческой деятельности) обособленно от тезиса (общечеловеческой деятельности). Но, как известно, в силу Диалектики обособившаяся противопол ...
Метод проектов: понятие, виды, его использование
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая ...