Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности социализации подростков с осложненным поведением

Страница 3

Ко второй группе мы отнесли осложнения, связанные с несоответствием нормам поведения в социуме (воровство, лживость, сквернословие, вандализм, бродяжничество, сопротивляемость воспитанию, безнадзорность, недисциплинированность). Рассмотрим некоторые из них.

Недисциплинированный тип характеризуются чрезвычайной активностью и возбудимостью. Своим поведением такие дети напоминают гиперактивных детей. Но если последние ведут себя так в силу особенностей своего характера, то недисциплинированные подростки обладают огромным количеством энергии и не умеют разумно проявить свою инициативу. В данном случае важно формировать у подростков интерес к общественно полезной деятельности, рационально направлять проявления активности.

Воровские действия подростков – это ответ эмоционально неблагополучного ребенка на травмирующую его ситуацию. "Ворующий ребенок, – отмечает Е.Г. Лиманская, – эмоционально неблагополучен, он страдает из-за не-удовлетворяемой потребности в эмоциональном контакте, напряжен, закрыт, тревожен. Как правило, у таких подростков заниженная самооценка". Важно не проявлять к таким детям отрицательного отношения. Желательно не давать оценку поведению таких детей, проявлять доверие, ограждать их от насмешек. Необходимо установить запрет на воровство и показать неотвратимость наказаний, но не читать при этом нравоучений. Не следует стремиться вызвать у ребенка чувство вины.

Бродяжничество можно охарактеризовать с разных сторон. Во-первых, в учебной сфере такие подростки характеризуются отсутствием интереса к выполняемой трудовой деятельности. Стремление достижения успехов в учебной деятельности замещено иными потребностями и интересами, значимыми для данной микросреды: модная одежда, спиртные напитки и т.д. Во-вторых, в эмоционально-волевой сфере подростков фиксируются ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к чувствам других, несдержанность, грубость, несамокритичность. "Развитие" таких подростков идет как бы в обратном направлении. Отмечаются общая ограниченность круга потребностей и интересов, примитивный характер многих из них.

Так как основная причина возникновения бродяжничества кроется в семье, то и работать социальный педагог должен прежде всего с семьей. Родители не должны допускать, чтобы споры перерастали в словесные битвы.

Е.А. Спирина предупреждает, что никогда прямо или косвенно нельзя предлагать побег из дома как вариант решения проблемы. Следует также избегать наказания ребенка за побег из дома. Необходимо больше уделять внимания такому ребенку.

В третью группу включены осложнения, связанные с исключительностью способностей и напряженной активной деятельностью подростка (пас-сионарность, одаренность, компьютерозависимость).

Компьютерозависимые подростки равнодушны к семейным контактам, своему здоровью, учебе, школьным и внешкольным мероприятиям. Абсолютно все свое свободное время они проводят за компьютером. Для них также характерна неоправданно быстро появляющаяся усталость, раздражительность, перепады настроения. Они как бы "выпадают" из режима реального времени. Вернуть таких подростков к реальной жизни очень сложно. Гораздо проще компьютерную зависимость предупредить.

Пассионарные дети очень активны, инициативны, любознательны. В случае отсутствия целенаправленного педагогического воздействия вся энергия и активность такого ребенка может быть направлена не в то русло. Она может превратиться в агрессивность, эгоистичность и т.д. В этом случае можно использовать методы работы с пассионарными детьми, предложенные И. Зиминой.

Социализация – переработка асоциальной, неуправляемой активности в социальную деятельность.

Сублимация – перенос агрессии в игровую, трудовую, учебную деятельность.

Смещение – перенос агрессивности с живых предметов на неживые (песок, глина, пластилин, всевозможные конструкторы).

Рационализация – разъяснение реальных последствий агрессивности, необратимости разрушения.

Заражение – проявление взрослыми негативного отношения к разрушению, совместное переживание, сочувствие пострадавшему. Демонстрация образца поведения, сдерживающего агрессивность.

Тренировка навыков самоконтроля – сдерживание деструктивных импульсов.

Поддержка активности – похвала, поощрения за проявление социальной активности и негативная реакция на асоциальные проявления.

Закрепление положительного жизненного опыта – сотрудничество в играх, в повседневных делах; создание ситуации успеха и др.

Использование этих приемов и методов в работе помогает ребенку накопить опыт, при котором его агрессивность переродится в положительные качества личности.

Помимо вышеперечисленных проблем социализации подростков с осложненным поведением можно выделить более общие проблемы, свойственные большинству типов осложненного поведения.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru