Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности социализации подростков с осложненным поведением

Страница 2

Социально и педагогически запущенные дети характеризуются неадекватной самооценкой – завышенной или заниженной. Они отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Они остро реагируют на неудачи, неуверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям. В отношениях со взрослыми такие дети чувствительны к угрозе, застенчивы, робки. Они легко выводятся из состояния равновесия, полны предчувствия неудач, часто имеют пониженное настроение, зато отмечается избыток побуждений, которые находят разрядку в практической деятельности.

Запущенный ребенок пытается компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь к себе внимание. Однако неудовлетворенность его основных потребностей быть личностью и быть принятым оказывает на него разрушающее влияние. Он ощущает себя неумным, плохим учеником, непринятым, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.

Теперь рассмотрим подробнее, как ведут себя подростки с осложненным поведением, принадлежащие к той или иной группе. Начнем с первой группы осложнений, связанных с личностными характеристиками и чертами характера подростка (акцентуация характера, эгоизм, леность, гиперактивность, пассивность, тревожность).

Основанием для оценки акцентуаций характера служит продолжительность наблюдаемых осложнений поведения, составляющая шесть и более месяцев. Такое поведение может включать нарушения дисциплины, асоциальные, противоправные, суицидальные и самоповреждающие поступки. Они по своему происхождению могут обусловливаться различными отклонениями в развитии личности и способом ее реагирования на действия окружающих. Чаще всего такое поведение – реакция подростков на трудные обстоятельства жизни. Поскольку оно находится на грани нормы и болезни, то оцениваться должно не только педагогом, но и психологом, и медицинским работником. У подростков с обостренными, при определенных условиях, акцентуациями характера выделяют несколько видов реакций на негативные условия.

Реакция оппозиции или протеста. Она проявляется первоначально в той микросреде, где возникли конфликтные переживания и направлена против того, кто, по мнению подростка, виноват в их возникновении. Различают реакции активного (непослушание, грубость, агрессивное поведение) и пассивного (уход из дома, отказ от еды, попытки суицида) протеста.

Реакция имитации. Она характеризуется копированием поведения наиболее авторитетного для подростка лица. Нарушение поведения начинается, когда копируются асоциальные формы поведения.

Реакция компенсации. Может возникнуть как форма психологической защиты, при которой разочарованные своей неудачей в одной сфере дети стремятся достичь успеха в других областях. Эта реакция может лечь в основу нарушения поведения, если ребенок станет укреплять свой авторитет за счет асоциального поведения.

Реакция эмансипации. Это стремление высвободиться из-под опеки родителей, воспитателей и вообще всех взрослых. Эта реакция проявляется через скрытое сопротивление установленному порядку или попытками уйти из-под контроля взрослых и т.д.

Гиперактивный тип подростков. Характеризуется чрезмерной возбудимостью, несдержанностью в эмоциях и поведении, стремлением к активным словесным или двигательным проявлениям, трудностью сосредоточиться на длительной сложной деятельности. Такие дети стараются избегать ситуаций, где от них требуется спокойное состояние, в своем поведении они могут быть вспыльчивыми, непредсказуемыми, испытывают трудности при включении в напряженную интеллектуальную работу, легко отвлекаются па разного рода внешние раздражители.

В поведении с такими подростками важно избегать постоянных замечаний. Желательно переключать учащихся на различные формы деятельности через короткие промежутки времени. В основе общения с гиперактивными детьми должно быть спокойное уравновешенное поведение педагога.

Тревожный тип подростков. Они часто тревожно реагируют на неожиданные ситуации, подвергнуты стрессу, страху, когда ожидают неудачи, беспокоятся, что не справятся с каким-либо заданием. Они сосредотачиваются на том, что скажут или сделают что-либо не так, боятся осуждений со стороны, болезнено реагируют на своих недоброжелателей. В работе с такими детьми необходимо проявлять эмоциональную поддержку, быть ласковым, ограждать от злоупотреблений со стороны. В процессе диалога стоит выстраивать с ними мягкое общение. Необходимо отвлекать их от тревожного состояния.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru