Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности социализации подростков с осложненным поведением

Страница 1

По исследованиям А.В. Баженова, социализация личности происходит на основе природных задатков в соответствии с психофизиологическим развитием человека при существенном влиянии всего многообразия социальных факторов. Социализация – становление личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В ее процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Как процесс социализация означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие – свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление – это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Подростковый период развития охватывает возраст с 10–11 до 14–15 лет – время обучения в средних классах. Это период, когда происходят бурные физиологические изменения. Именно в этом возрасте формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание себя, своих возможностей, способностей, интересов, формируется личностный смысл жизни. Основными новообразованиями являются сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в собственном поведении.

Подростки с осложненным поведением очень восприимчивы к неблагополучным воздействиям социальной среды, в особенности к семейному и школьному неблагополучию, неблагоприятным референтным группам сверстников.

Смена или расширение социальной среды и социальных требований к подрастающей личности часто провоцируют различные отклонения в поведении, эмоциональные и нервно-психические нарушения. Неумение правильно строить свои взаимоотношения с окружающими - одна из основных проблем подростков с осложненным поведением. В этот период, как отмечает И. Трус, особенно важно оказать превентивную и консультативную помощь подросткам в целях профилактики и коррекции возможной социальной и психологической дезадаптации.

Психосоциальная дезадаптация вызвана половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями подростка, которые обусловливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального подхода и в отдельных случаях специальных психосоциальных и психолого-педагогических коррекционных программ. Речь идет о некоторых личностных психологических особенностях, затрудняющих социальную адаптацию подростков. К ним могут относиться различные акцентуации характера, неадекватное проявление самооценки, нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные в подсознание комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность. У таких подростков нет заметных изменений в ценностно-нормативной сфере, их проблемы поведения носят психологический характер. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации.

Первая стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых характерно отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителем, различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, пропуски уроков и др.). Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных детей стремится к получению профессии, экономической самостоятельности, готова к труду. Деформация в их ценностно-нормативной сфере пока незначительна.

Вторую, более глубокую, стадию социальной дезадаптации представляют социально запущенные подростки. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением подростков от семьи и школы как основных институтов социализации. Их формирование идет в основном под влиянием асоциальных групп, для них характерна глубокая деформация и искаженные ценности нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия. Такие подростки, по мнению Т.А. Шарпио, профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно, склонны к паразитическому существованию.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru