Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Изучение социально-педагогических технологий диагностики и коррекции осложненного поведения подростков

Педагогика и воспитание » Изучение социально-педагогических технологий диагностики и коррекции осложненного поведения подростков

Осложненное поведение, трудный ребенок, девиация – эти слова становятся, к сожалению, все более и более употребляемыми сегодня. Сталкиваясь с проявлениями осложненного поведения (грубость, непослушание, сквернословие и т.д.) окружающие нередко возмущаются, испытывают желание осудить, подавить, запретить подобные проявления у подростков. Зачастую осложненное поведение подростков объясняется негативным влиянием средств массовой информации, социально-экономическим неблагополучием, биологическими нарушениями, отсутствием воспитательного воздействия.

Однако нужно помнить главное: подростки нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла и заботы, их мучает собственная неопределенность, неприкаянность, одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают подростка. Если взрослые, сталкиваясь с различными формами осложненного поведения подростков, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Такое прямое противостояние между ребенком и взрослым ведет к усилению непонимания. Нежелательное поведение подростка при этом не исчезнет. Необходимым условием успешного воспитания детей является знание причин, породивших отклонения от норм в поведении. Их нужно искать, прежде всего, в условиях воспитания, в среде пребывания ребенка. Наиболее распространенные причины возникновения осложненного поведения: недостатки семейного воспитания, педагогическая запущенность, противоречия в личностном развитии подростков.

В психолого-педагогической литературе используются различные подходы к классификации категорий и групп подростков с осложненным поведением. Мы в своей работе выделяем три группы таких подростков. К первой группе мы отнесли осложнения в поведении подростков, связанные с их личностными характеристиками и чертами характера: акцентуации характера, эгоизм, леность, гиперактивность, пассивность, педантизм, депрессивность, тревожность. Во вторую группу мы включили подростков, поведение которых осложнено в силу нарушения ими тех или иных норм поведения в обществе: воровство, лживость, сквернословие, вандализм, бродяжничество, сопротивляемость воспитанию, безнадзорность, недисциплинированность. И, наконец, третью группу составляют подростки, поведение которых осложнено из-за их исключительных способностей и напряженной активной деятельности: пассионарность, одаренность, компьтерозависимость.

В связи с этим специалистам (психологам и социальным педагогам) вместе с родителями необходимо, прежде всего, решать проблему переключения поведения подростка с негативных на позитивные стороны и осуществлять социально-педагогическую и психологическую поддержку подростков с осложненным поведением. В этих целях следует создавать условия для изменения поведения ребенка и реалистично оценивать реализуемость выполнения выдвигаемых перед ним задач. Кроме того, нужно установить доверительный контакт с таким подростком, освоить приемы и способы, позволяющие пробиться через коммуникативные барьеры: ложь, агрессию, замкнутость и др. Социально-педагогическая работа с подростками осложненного поведения осуществляется в самых различных формах и включает в себя множество междисциплинарных методов, методик и технологий. Наиболее значимыми в работе социального педагога с этой группой подростков являются диагностические технологии, технологии профилактической социально-педагогической деятельности, технологии консультирования, коррекции и реабилитации и др.

Явление осложненного поведения подростков стало активно исследоваться с середины 60-х годов XX века. Особый интерес в этом плане представляют работы И.С. Кона, Н.Д. Левитова, Л.С. Славиной, Г.П. Медведева и др. В современных работах исследуются проблемы поведенческих особенностей подростков с осложненным поведением из различных типов семей (Н.С. Поспелова, В.Ю. Ваткевич, В.В. Чечет, А.С. Никончук и др.). Осложненное поведение подростков в условиях школьной среды изучается в работах Н.Е. Щурковой, О.Т. Котиковой, Е.Г. Лиманской, Л.И. Маленковой и др. Объект исследования: осложненное поведение подростков. Предмет исследования: процесс социально-педагогического сопровождения подростков с осложненным поведением.

Цель дипломной работы: изучение социально-педагогических технологий диагностики и коррекции осложненного поведения подростков.

Задачами дипломной работы являются:

– определение сущности понятия "осложненное поведение подростков";

– выявление неблагоприятных социально-педагогических факторов, обусловливающих осложненное поведение подростков в процессе школьного обучения и семейного воспитания;

– установление групп подростков с осложненным поведением и осуществление их классификации на основе тех или иных признаков;

– характеристика групп учащихся с осложненным поведением;

– определение комплекса методов и методик по изучению осложненного поведения подростков и детско-родительских отношений;

– выявление технологий профилактической социально-педагогической деятельности в работе с подростками осложненного поведения;

– рассмотрение методов коррекции осложненного поведения подростков;

– составление коррекционно-развивающей программы для подростков с осложненным поведением.

Методы исследования: описание и сопоставление используемых материалов; метод обобщения; метод структуризации и систематизации фактического материала, метод анкетирования, метод сопоставления статистических данных.

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru