Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Диагностика осложненного поведения подростков

Страница 1

Научно-педагогические теории последних десятилетий, а также опыт социальных педагогов-исследователей дают возможность рассматривать социально-педагогическую диагностику как неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса. По мнению кандидата педагогических наук Л.И. Лесун, грамотное использование ее методов в учебно-воспитательном процессе способствует улучшению качества, основательности всех педагогических установок при индивидуальном подходе к личности как носителю социально-ценностных ориентации, субъекту отношений и деятельности, как индивидуальности с неповторимыми, своеобразными чертами и качествами.

Изучение личности подростка, определение уровня его социальной зрелости, воспитанности осуществляется на основе различных методов, которые позволяют использовать все возможные источники знаний о нем, собрать обширный и разносторонний фактический материал. Методы социально-педагогического диагностирования − это способы, с помощью которых изучаются различные стороны личности, сформированность у нее отдельных свойств и качеств. При изучении личности подростка на разных возрастных этапах социально-педагогическая диагностика опирается на методы общепедагогические, психологические, социологические. В работе с подростками с осложненным поведением результативен метод предварительного знакомства, целью которого является получение общего представления о воспитанниках, с которыми предстоит работать. Метод текущего повседневного изучения позволяет своевременно определить изменения в поведении подростков. Результаты научных исследований, а также практический опыт социальных педагогов убеждают в эффективности метода социально-педагогического наблюдения.

В процессе изучения личности подростка с осложненным поведением, уровня его социальной зрелости и воспитанности результативны методы анкетирования и интервьюирования, мониторинга.

Большой интерес для социально-педагогических исследований представляет метод проблемных ситуаций. Он позволяет установить, насколько развито у подростка умение анализировать, оценивать обстановку, предвидеть собственный поступок, принимать правильное решение. Сущность этого метода состоит в постановке перед подростком нравственной проблемы, которую ему необходимо решить, либо в организации ситуаций, при которых он поставлен перед необходимостью анализа, оценки, морального выбора. Например, оказание срочной помощи однокласснику в сложившейся ситуации, выполнение общественной задачи, на первый взгляд, менее значимой по сравнению с личной.

Изучая все проявления трудновоспитуемости, социальному педагогу, учителю-практику следует исходить из диагностики, которая фиксирует самое существенное. Обычные объекты диагностики – направленность личности, отношение к людям и к себе, соотношение положительных и отрицательных качеств, сопротивляемость педагогическим влияниям. По мнению С.А. Беличевой, этого недостаточно. Она отмечает, что "при выборе диагностически значимых признаков социальной дезадаптации несовершеннолетних необходимо исходить из анализа, общего уровня социального развития подростка".

Схема изучение личности трудного ребенка включает в себя ряд показателей. Среди них можно выделить:

Общие сведения о ребенке.

Состояние здоровья, особенности физического развития, его соответствие возрасту.

3. Направленность личности (эгоистическая, деловая, общественная; характеристика осознанных мотивов; идеалы, ценности). Для ее изучения можно использовать методику "Ценностные ориентации" М. Рокича.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии. Данная методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – это убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; и инструментальные – убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Значение пословиц и поговорок в развитии речи учащихся младших классов
Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащае ...

Методы устного изложения, наиболее часто используемые в обучении географии
Устное изложение учителя может быть либо приемом объяснительно иллюстративного метода, либо же используется в качестве приема в проблемном изложении учебного материала. Катехизическая беседа, как правило, служит приемом объяснительно – иллюстративного метода, а эвристическая относится к частично – ...

Компетентность и профессионализм методиста ДО
Характеризуя трудовую деятельность профессионала, обычно употребляют понятия «компетентность», «профессионализм», «квалификация». При этом каждый может вкладывать в них свой собственный смысл. Компетентность, по мнению некоторых авторов, уже, чем профессионализм, поскольку профессионализм характери ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru