Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
4. Самооценка (адекватность, уровень притязаний и т.д.). Изучить самооценку можно с помощью методики Дембо-Рубинштейна (Приложение В). Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
5. Темперамент исследуется по методике В.М. Русалова "Определение свойств темперамента". С ее помощью можно количественно оценить следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. В данной методике отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из перечисленных выше свойств.
6. Характер (положительные и отрицательные черты, акцентуации характера и т.д.). Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив, девиантное поведение могут демонстрировать и люди с не акцентуированным характером.
При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места". Так как подростковый возраст является кризисным, особенности характера подростка часто заостряются, а при продолжительном действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При этом для каждого типа акцентуации существуют свои более и менее характерные формы девиантного поведения (Таблица 1).
Таблица 2.1. – Акцентуации характера и характерные для них отклонения в поведении
Акцентуации характера |
Виды девиантного поведения |
Гипертимный тип |
склонность к аддиктивному поведению |
Циклоидный тип |
склонность к суицидальному поведению |
Лабильный тип |
склонность к аддиктивному, суицидальному поведению |
Сенситивный тип |
склонность к суицидальному поведению |
Шизоидный тип |
склонность к аддиктивному поведению, сексуальным правонарушениям (эксгибиционизм, развратные действия над малолетними, сексуальная агрессия) |
Эпилептоидный тип |
склонность к аддиктивному, делинквентному, криминальному поведению |
Истероидный тип |
склонность к демонстративному суицидальному поведению, а также к аддиктивному и делинквентному (мелкое воровство, мошенничество) |
Неустойчивый тип |
склонность к аддиктивному, делинквентному поведению |
Для выявления акцентуаций характера широко используется метод патохарактерологического исследования подростков, названный "Патохарактерологическим Диагностическим Опросником" (ПДО). Он предназначен для определения в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.), перечисленных выше в таблице.
Это интересно:
Из истории обучения глухих детей языку
Решающее значение для понимания сущности и специфики современной системы обучения глухих детей языку имеет анализ исторических путей ее развития и мировоззренческих аспектов сурдопедагогики на наиболее значимых ступенях эволюции культуры. На развитие сурдопедагогической мысли в каждый исторический ...
Цели и задачи, которые ставили перед
собой в работе
Перед нами стоит задача рассмотреть применение театрального представления в рамках программы по устранению детской агрессии. Тема программы: профилактика и ликвидация агрессии у младшего школьника. Цель программы: снижение уровня агрессивности младшего школьника путем снятия эмоционального напряжен ...
Задачи
детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставля ...