Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Технологии профилактической и коррекционно-развивающей деятельности в работе с подростками осложненного поведения в условиях общеобразовательной школы

Педагогика и воспитание » Изучение социально-педагогических технологий диагностики и коррекции осложненного поведения подростков » Технологии профилактической и коррекционно-развивающей деятельности в работе с подростками осложненного поведения в условиях общеобразовательной школы

Страница 1

Одним из направлений решения проблемы социально-педагогической помощи подросткам с осложненным поведением и организации системы эффективной превентивно-профилактической работы с ними является взаимодействие различных институтов социализации – семьи, школы, внешкольных заведений и др. Обычно выделяют следующие типы такого взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация и конфликт. Наиболее прогрессивен и перспективен сотрудничающий тип взаимодействия, основанный на гуманистических принципах.

Социально-педагогическая помощь имеет два ведущих направления: социально-педагогическая превенция (предупреждение, профилактика) и социально-педагогическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Рассмотрим более подробно социально-педагогическую профилактику девиантного поведения подростков.

Слово "профилактика" означает набор мероприятий, направленных на предотвращение чего-либо нежелательного. В нашем случае речь идет о предотвращении возникновения осложненного поведения у подростков.

Всемирная организация здравоохранения предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Задача вторичной профилактики − раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с "группой риска". Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения, а также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Социально-педагогическая профилактика может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие осложненное поведение, на ранних этапах возникновения проблем. Исходя из структурно-функционального подхода, выделяют комплекс задач социально-педагогической профилактики осложненного поведения, который разделяется на несколько этапов. На первом этапе определяются социально-педагогические факторы, связанные с отклоняющимся от норм поведением подростков, то есть устанавливаются соответствующие корреляционные зависимости. Второй этап − выявление социально-педагогических факторов, обусловливающих возникновение осложненного поведения у подростков, то есть установление причинно-следственного соотношения корреляционных связей. На третьем этапе определяются категории детей, которые подвергаются негативному влиянию установленных на предыдущем этапе факторов (деление на категории производится по возрастному или какому-либо другому признаку). На четвертом этапе формулируются задачи социально-педагогической профилактики, направленные на нейтрализацию негативного воздействия выявленных факторов.

Существуют также различные формы социально-педагогической профилактики.

Первая форма − организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование осложненного поведения. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к осложненному поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа или конкретная личность.

Вторая форма – информирование. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно используется информация, подтвержденная статистическими данными. При этом перечисляются негативные последствия определенного поведения. Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень осложнений в поведении.

Третья форма социально-педагогической профилактики – активное обучение социально важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие виды тренингов:

– тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых и т. п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Формы и способы активизации мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания
Проблемы с проверкой домашнего задания, безусловно, существуют, но это, как утверждают многие успешно работающие учителя, – разрешимые проблемы, и решить их для себя должен каждый педагог, потому что высоких результатов в обучении школьников можно достичь лишь при условии, если качество домашних за ...

Методические рекомендации по реализации проблемного обучения на кружковых занятиях в 5 классе
В качестве одной из главных целей, которые мы ставили перед собой в данной работе, являлась разработка занятий для проведения кружка математики в 5 классе с использованием метода проблемного обучения. Данная возрастная категория выбрана не случайно, так как в 5 классе учатся дети 11-12 лет. Это пер ...

Тренировка мышц глотки и мягкого неба
1. Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. 2. Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком. 3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru