Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Ролевые игры в педагогической деятельности: сущность, понятия, особенности

Педагогика и воспитание » Ролевые, деловые игры. Методы их проведения » Ролевые игры в педагогической деятельности: сущность, понятия, особенности

Страница 1

Точного и всеобъемлющего определения игры дать невозможно. Игра как культурное явление много старше всех наук и практически всех форм мышления – с игрой, как с человеческой жизнью: есть много принципиально разных, но правильных и истинных представлений об игре. Основные признаки игры:

1. Игра происходит отдельно от всего остального. То есть игра обязательно отделена от жизни, от текущих повседневных событий.

2. Игра обязательно предполагает собственную активность участников игры. То есть в игре человек действует не по заданию, не по инструкции, а только сам, на свой страх и риск, по собственному желанию.

3. Игра – это значимое для ее участников действо. То есть, если выигрыш, удачное действие в игре для человека незначимо, то он и не играет.

4. Игра обязательно предполагает наличие "игрового" ("или игрушечного") производства. В игре должно быть производство, которое не производит ничего значимого.

5. Игра обязательно предполагает двойственность отношений игроков: есть отношения игровых персонажей (формальные или "производственные") и отношения людей, личностей.

Ролевая игра, кроме обязательных для любой игры признаков, включает еще два требования:

1. В ролевой игре обязательно предполагается наличие организатора игры (общепринятый термин "мастер").

2. В ролевой игре основным механизмом "запуска" игры является "роль" – комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре.

Как известно, на заре цивилизации ролевые игры были призваны помочь человеку выжить среди непознанного, реализовать потребность в контроле над силами, которые влияли на его жизнь. Антропологи выделили шесть основных функций ролевых игр:

- облегчить чувство безнадежности и неуверенности в себе и своих силах;

- уменьшить чувство страха;

- вселить надежду;

- сформировать ощущение собственного "я";

- исцелить;

- помочь взаимопониманию между людьми.

Неудивительно, что большое удовольствие от ролевых игр объясняется их терапевтическими качествами и способностью отвечать глубинным психологическим потребностям индивида и социума.

Ролевые игры служат для:

- предоставления возможности полноценного общения в досуговом коллективе сверстников;

- преодоления барьера информационной и психологической замкнутости и отчужденности;

- формирования социально-психологической компетентности в сфере межличностного общения;

- реализации активных и синтетических форм совместной досуговой и творческой деятельности;

- более глубокого и творческого осознания и освоения малознакомых жизненных сфер;

- развития навыков взаимной психологической помощи в различных сложных ситуациях;

Открытие в ролевой игре механизмов моделирования социальных и личностных отношений позволяет открывать новое и подвергать переосмыслению некоторые принципиальные закономерности взаимодействий как в сфере "виртуальной", "искусственной", "экспериментальной", "альтернативной" игровой реальности, так и во вполне реальной окружающей нас повседневности, взаимодействий, с которыми, быть может, мало знакомы молодые люди из более интеллектуальной, благополучной прослойки населения крупных городов, не знающие и не имеющие опыта тех проблем, с которыми им, быть может, придется столкнуться в дальнейшей жизни.

Одним из самых важных и эффективных моментов ролевой игры является постановка играющего перед осознанием морально-этического выбора, от которого зависят дальнейшие события и действия как его самого, так и, возможно, развитие всего дальнейшего сюжета игры, движения всего игрового миропорядка.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Проектирование модели интегрированного обучения старшеклассников производству одежды
Научно-технический прогресс раскрыл наиболее приоритетное направление научного и технологического познания окружающего мира. Подготовка в образовательной области «Технология» учащихся, раскрытие технологического применения законов природы в различных сферах человеческой жизни является ничем не заме ...

Фонетико-фонематическое нарушение речи в работах отечественных специалистов
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. Фонематический слух является од ...

Диагностика особенностей формирования речевой сферы детей от 1,5 до 3,5 лет
Называние предметов. Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч и чашку. Спросите его: «Что это?» 3,5 года - называет все предметы. Идентификация изображений по названию. Покажите ребенку картинки, изображающие кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку и я ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru