Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Комплекс логопедических занятий, направленных на обучение детей составлению описательных рассказов

Педагогика и воспитание » Формирование элементов описательной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Комплекс логопедических занятий, направленных на обучение детей составлению описательных рассказов

Страница 3

4. Деревья. Изображены 2 дерева (можно без листьев). Хвойные деревья лучше (не рисовать, так как их внешний вид одинаков во все сезоны). Дети рассказывали о лиственных деревьях в разное время года: листья на деревьях желтеют и опадают; появляются почки; деревья покрыты яркой зеленой листвой и т. д.

5. Люди. На этой части схемы символически изображены мужчина и женщина. В верхней части квадрата нарисована вешалка. Это означает, что надо рассказывать об изменениях в одежде людей и причинах такого явления.

6. Звери. Нарисованы контурно 2 знакомых детям; зверя, например заяц и белка. Ребенок рассказывал об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года.

7. Птицы. Изображены контурно 2 знакомые детям птицы, например ворона и ласточка. Дети отражали в рассказе сезонные изменения в жизни птиц.

8. Занятия детей. В квадрате снеговик, сачок и кораблик. Дети рассказывали, чем они занимаются на улице в то или иное время года

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывало нам предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

•принадлежность к родовидовому понятию;

•величина;

•цвет;

•форма;

•составляющие детали;

•качество поверхности;

•материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

•как он используется (какую пользу приносит)?

•за что нравится (не нравится)?

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

Овладение приемом сравнительного описания происходило лишь с сильной группой, дети, которой уже научались свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. Вот, например, как мы использовали это в работе (сравнительное описание лисы и зайца):

Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – кушает траву, это травоядное животное, а лиса – хищник.

Приведем пример занятия из реализованных нами в ходе провидения формирующего эксперимента по развитию описательной речи посредством применения схемы-описания предметов.

План-конспект логопедического занятия

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: Учить детей составлять описательный рассказ.

Задачи:

1.Образовательные.

Ø Формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни и повадках.

Ø Уточнение и расширение словаря по теме (птица, голова, крыло, хвост, синица, снегирь, ворона, воробей, ворона, летать).

Ø Совершенствование грамматического строя речи (формировать навык правильного употребления предлогов: в, на, за, под, над, наречия рядом)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Зрительная работоспособность дошкольников и первоклассников с нормальным и нарушенным бинокулярным зрением
Состояние зрительной системы является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка 6 — 7 лет к обучению в школе. Поскольку зрение играет ведущую роль в восприятии окружай мира, аномалии зрительной системы могут не только приводить недоразвитию зрительных функций, но и оказывать обще ...

Сущность понятия пространственного мышления
Проблема формирования пространственного мышления школьников не нова для методики обучения математики, а об актуальности её говорится и пишется уже не одно столетие. Но анализ психолого-педагогической литературы показывает, что со времен Ф. Клейна (1849-1925 гг.) мало, что изменилось в решении этой ...

Методические особенности проведения интегрированных уроков
В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации. Интеграция спо ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru