Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование связной речи в онто- и дизонтогенезе

Страница 5

М.Р. Львов в развитии речи выделяет три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, изложения, сочинения и т.п.- представляет собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения - в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал.

На основе концепции теории текста как процесса и как результата сложной речемыслительной деятельности начала создаваться теория методики обучения связной речи (Т.А. Ладыженская, А.К. Маркова), принципиальным положением которой явился отказ от узко лингвистического понимания монологической речи как определенных видов устных и письменных изложений и сочинений.

Последовательность работы над связной речью:

1.развитее умение анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и существенное основное и фоновое;

2.формирование умения располагать смысловые компоненты в определенной последовательности;

3.развитие способности удерживать смысловую программу в памяти (запоминание последовательности картинок, пересказа текстов);

4.перекодирование каждого элемента смысловой программы в языковую форму.

Развивать связную речь – это значит прививать ряд конкретных умений (Т.А. Ладыженская):

1. Умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, раскрыть ее с относительной полнотой.

2. Умение подчинить свое сочинение основной мысли.

3. Умение собирать материал для рассказа, сочинения или другого связного текста.

4. Умение систематизировать материал, располагать его в нужной последовательности.

5. Умение составлять план предстоящего связного текста.

6. Умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, что невозможно без достаточного словарного запаса, синтаксических умений.

В работе по формированию монологической речи выделяются две основные виды работы – это пересказ и рассказ.

В последние годы по монологическим пересказам детей (по набору картинок или исходному тексту) накоплен обширный материал. Не маловажно отметить современные исследования в данной области Громовой О., в которых она обращает внимание на стратегии, которыми пользуются дети при пересказе – репродуктивной и продуктивной. При репродуктивной стратегии исходный текст испытуемый воспроизводит «по памяти», зачастую усекает содержательно значимые фрагменты, практически не изменяет его языковые средства. Репродуктивная стратегия дает последовательное, линейное воспроизведение текста. При продуктивной стратегии испытуемый производит компрессию текста, явно вычленяет личностно-существенные композиционные фрагменты, резко меняет репертуар используемых языковых средств. Продуктивная стратегия дает содержательно-узловое воспроизведение исходного текста.

Рассказ сравнительно с пересказом – более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложение воспроизведения готового. Развитие монологическое речи осуществляется, прежде всего, при обучении рассказывании, который начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

Е.Г. Корицкая и Т.А. Шимкович в главе «Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития» раскрывают цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей, указывают два направления работы:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru