Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование связной речи в онто- и дизонтогенезе

Страница 2

Как указывается в источниках многих авторов (Н.А. Головань, М.С. Лаврик, Л.П. Федоренко и др.) для успешного овладения монологической речью необходимы следующие условия:

1. формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний;

2. сформированность различных видов контроля и самоконтроля;

3. усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения.

Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становиться возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.). исследования авторов показали, что дети старшего дошкольного возраста способны овладеть навыками планирования монологических высказываний.

По мнению, В.П. Глухова, применение навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Автор отмечает, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.

А.В. Запорожец, сравнивая речь среднего и младшего дошкольника, отмечал, что и по содержанию, и по своему строению речь первого сложнее. Ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений. Вместе с тем в речи ребенка пятого года жизни сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там»; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания.

У детей с общим недоразвитием речи не сформировано не одно, а несколько звеньев единой языковой системы. Описывая особенности речевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи, Т.Б. Филичева отмечает, что в настоящее время принято выделять четыре уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР. Но мы охарактеризуем речь детей с третьим уровнем речевого развития, так как именно эта категория детей принимала участие в нашем эксперименте. У них в пятилетнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5 – 3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же употребляются в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие название предметов, объектов, действий, их признаки.

Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Л.С. Волкова и многие другие авторы выделяют наиболее характерные лексические трудности, которые касаются знания и называния:

· частей предметов и объектов;

· глаголов, выражающих уточненность действий;

· приставочных глаголов;

· антонимов;

· относительных прилагательных.

В грамматическом строе распространены ошибки:

· в употреблении предлогов (в, к, с, из-под, между, через, над);

· в согласовании различных частей речи;

· в построении предложений.

В фонетическом плане дети:

· невнятно произносят 10-12 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие – твердые, звонкие – глухие, а тек же звуки С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р и т.д;

· искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов;

· не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания.

В связной речи отражаются, естественно все перечисленные особенности. Как указывала Т.А. Ткаченко, развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Изучение эмпирических закономерностей
Начинать изучение законов педагогической антропологии приходится с установления фактов. Научный факт серьезно отличается от житейского, бытового, который представляет собой простую фиксацию явления или события. Научный факт является обобщением, поскольку единичное событие не может служить основание ...

Состояние латералиты и пространственной ориентировки
При анализе данных полученных в ходе исследования состояния латералиты (определение ведущей руки, ноги, глаза), у школьников КГ было выявлено, что у 100% детей ведущей является правая рука, у 90% испытуемых ведущая нога – правая, у 90% ведущий глаз - правый. Дети (ЭГ) при выполнении аналогичных зад ...

Варианты проведения утренней гимнастики
Используются различные формы проведения утренней гимнастики: – традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений; – обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.; – игрового характера (из 3-4 подвижных игр); – с использованием элементов ритмичес ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru