Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование связной речи в онто- и дизонтогенезе

Страница 1

Исследованиям развития речи, и в частности связной посвящены многие работы как в области психологии и психолингвистики, нейропсихологии и логопедии. В них рассматривается, в частности, особенности овладения детьми грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами построения высказываний (А.М. Шахнорович, В.Н. Овчинников и др.), планированием и программированием речи (Н.А. Краевская и др.).

Р.И. Лалаева указывает, что формирование речи происходит в процессе анализа речи окружающих, выделения правил, обобщения и организации их в сложную систему переработки и хранении знаний о языке.

Л.С. Выготский «Встреча мышления и речи составляет крупнейшее событие в развитии индивида, и именно эта связь ставит мышление человека на небывалую высоту».

По определению И.А. Шаповал «речь является сложной функциональной системой, социальной по происхождению и системной по строению». Этот же автор отмечает, что онтогенетическое изучение речи показывает ее огромную и неоднозначную роль в психическом развитии.

Основным периодом становления связной речи принято считать дошкольный возраст, в котором происходит закладка ситуативной и контекстной речи, а также появление монологической речи и первых форм внутренней речи. Младший школьный возраст – интенсивное развитие монологической речи. По данным А.А. Люблинской и других авторов переход внешней речи во внутреннюю в норме происходит к 4-5-летнему возрасту. Н.А. Краевской было установлено, что речь детей 4-5 лет принципиально уже не отличается от речи взрослых по наличию в ней этапа внутреннего программирования.

В.П. Глухов отмечает, что в преддошкольном периоде речь ребенка как средство общения со взрослыми и другими детьми непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выражено ситуативный характер (обусловленный ситуацией речевого общения) характер. Изменение условий жизни, как отмечает исследователь, с переходом к дошкольному возрасту, появление новых видов, новых отношений со взрослыми приводит к дифференциации функции и форм речи. У ребенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ними происходило вне непосредственного контакта со взрослым.

В труде Д.Б. Эльконина «Развитие речи в дошкольном возрасте» указывается, что с развитием самостоятельной практической деятельности у него появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий.

У нормально развивающегося ребенка наблюдается определенная последовательность овладения формами речевой деятельности: до школы только устное общение, в котором первоначально преобладают отдельные реплики, затем осваивается диалог с постепенным расширением описательно-повествовательных форм монологической речи.

Исследователи, (Л.А. Пеньевская, Л.П.Федоренко, Т.А. Ладыженская и др.) изучавшие формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием, подчеркивали, что элементы монологической речи появляются в высказываниях таких детей уже в возрасте 2-3 лет. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова и др.). В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни – короткие рассуждения. Однако все авторы едины в том, что полноценное овладение детьми монологической речью возможно только лишь в условиях целенаправленного обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Ограничения практики развивающего обучения относительно формирования рефлексии
Теоретическая стройность теории развивающего обучения не помешала возникновению критики её практического приложения. Исследователи детской психологии фиксируют некоторые несовпадения при наложении схем РО на действительность образования и развития детей. Так Г.А.Цукерман отмечает неэффективность РО ...

Феномен эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
Понятие эгоцентризма сформулировано в работах Ж. Пиаже, который описал проблему как определённую интеллектуальную позицию по отношению к миру, развивающуюся по мере процесса познания ребёнком себя и окружающего в динамике собственного развития, неразрывно связанного с внешними изменениями и воздейс ...

Наречие и слова категории состояния как части речи
Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке и нашло отражение в словаре И. И. Срезневского, где отмечено его значение как части речи. Если попытаться определить этимологию этого слова, то придется выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском имело различные значения, одним из ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru