Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психофизиологическая структура процесса письма

Педагогика и воспитание » Дисграфия у учащихся младших классов речевой школы » Психофизиологическая структура процесса письма

Страница 1

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности человека, многоуровневый процесс, осуществляемый различными анализаторами: речеслуховым, рече-двигательным, зрительным, общедвигательным. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Процесс письма представляет собой сложный психофизиологический процесс обобщения звуковых рядов, не сводящийся к простому переводу со звука на букву или даже с фонемы на графему. Акт письма - это мыслительная операция более абстрактная, чем звукопроизношение. Соотношения между звуком и буквой чрезвычайно сложные и тонкие.

Для осуществления письма, прежде всего, необходимо наличие правильных обобщенных представлений звуков данной языковой системы. Одновременно нужны правильные и устойчивые связи фонем и букв, обозначающих эти фонемы, т.е. обязательная связь фонем с графемами. Для правильного письма обязательно наличие точно дифференцированной фонемы и прочной связи буквы с внешней стороной звука (акустических восприятий, оптических восприятий, артикуляции и кинестетических ощущений). То и другое обеспечивается четким звуковым анализом слова. Такой анализ обусловливается наличием стойкого внутреннего звукового образа слова. Сложный процесс образования фонемы состоит в следующем: отдельные особенности звучаний каждого индивидуально - конкретного звука анализируются, отличаются от близких звучаний, обобщаются в форме устойчивого звукового образа фонемы, как смыслоразличительной единицы слова, которая на письме обозначается столь же обобщенной буквой (обобщаются оптические и руко-двигательные варианты, т.е. устойчивой графемой).

На основе такого внутреннего процесса происходит уже внешний процесс письма: отыскивание и запись нужной буквы с непрестанной опорой на корригирующий внутренний слуховой, оптический и кинестетический образ слова. Естественно, что такой сложный психофизиологический процесс для начинающего писать, представляет большие трудности. С практикой эти трудности сглаживаются по мере превращения письма в автоматизированный акт.

Наиболее важным для письма является полноценность фонематического слуха и слухового анализа. Существенное значение имеет и наличие правильных и четких артикуляций, которые вначале явно участвуют в процессе письма, а затем в скрытом виде, выделяя и фиксируя нужные звуки. Оптические же образы букв и состояние моторных навыков руки здесь играют третьестепенную роль.

Те и другие психофизиологические процессы обеспечиваются здоровыми речевыми кортикальными системами, в которых осуществляется высший синтез акустических и оптических рецепций речи.

Поражение этих систем разрушает координацию указанных рецепций - происходит распад, деградация второй сигнальной системы рефлексов, высших речевых процессов, разобщение связей между акустическими и оптическими рецепциями речи, нарушение возможности обобщения звуковых рядов и т. д. Соответствующие расстройства в области представлений проявляются в разнообразных формах аграфий и дисграфий.

Причину отсутствия или искажения письма, необходимо искать прежде всего в состоянии слухоречевых восприятий устной речи: недочеты их в той или иной степени отражаются на письме и составляют подавляющую массу детских аграфий и дисграфий. Помимо этого, имеется ряд причин, дезорганизующих письмо. Сюда относятся: плохой зрительный анализ (неразличение букв), расстройство рукодвигательных представлений письма и другие .

Операции процесса письма

Процесс письма имеет многоуровневую структуру и включает в себя большое количество операций. А.Р.Лурия (1950) в работе « Очерки психофизиологии письма», определяет следующие операции процесса письма.

Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать информацию, сохранить на определенное время, передать ее другому лицу, побудить кого-то к действию и т.д.

2. Операция планирования.

Человек мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей, с выделением главной мысли.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Экспериментальное исследование динамики развития мотивов учебной деятельности у школьников
Цель экспериментального исследования: Проследить динамику развития учебных мотивов младших школьников за период их обучения в младшей школе (1–4 класс). Экспериментальная гипотеза: 1. В начале обучения преобладают внешние мотивы, в конце обучения – внутренние мотивы. 2. Отсутствие доминирующего мот ...

Преподавание ОБЖ В МОУ СОШ №10 ст. Придорожной Каневского района и его роль в подготовке школьников к современным условиям жизнедеятельности
В МОУ СОШ №!0 предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преподаётся с момента его введения в школьную программу. В настоящее время обучение данному предмету ведётся двумя преподавателями – автором предлагаемой квалификационной работы, директором СОШ №10 и Шмигельским Виталием Владимировичем – ...

Познавательно-обучающие занятия. Занятие «Соль и перец»
Смешайте немного соли и перца вместе. А затем попросите ребенка отделить ложкой соль от перца. Конечно, эти попытки не принесут никакого результата. Секрет в том, что надо потереть ложку о свитер, желательно сделанный из искусственной шерсти или волокна. А затем подержать ее над смесью. Перец очень ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru