Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности человека, многоуровневый процесс, осуществляемый различными анализаторами: речеслуховым, рече-двигательным, зрительным, общедвигательным. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
Процесс письма представляет собой сложный психофизиологический процесс обобщения звуковых рядов, не сводящийся к простому переводу со звука на букву или даже с фонемы на графему. Акт письма - это мыслительная операция более абстрактная, чем звукопроизношение. Соотношения между звуком и буквой чрезвычайно сложные и тонкие.
Для осуществления письма, прежде всего, необходимо наличие правильных обобщенных представлений звуков данной языковой системы. Одновременно нужны правильные и устойчивые связи фонем и букв, обозначающих эти фонемы, т.е. обязательная связь фонем с графемами. Для правильного письма обязательно наличие точно дифференцированной фонемы и прочной связи буквы с внешней стороной звука (акустических восприятий, оптических восприятий, артикуляции и кинестетических ощущений). То и другое обеспечивается четким звуковым анализом слова. Такой анализ обусловливается наличием стойкого внутреннего звукового образа слова. Сложный процесс образования фонемы состоит в следующем: отдельные особенности звучаний каждого индивидуально - конкретного звука анализируются, отличаются от близких звучаний, обобщаются в форме устойчивого звукового образа фонемы, как смыслоразличительной единицы слова, которая на письме обозначается столь же обобщенной буквой (обобщаются оптические и руко-двигательные варианты, т.е. устойчивой графемой).
На основе такого внутреннего процесса происходит уже внешний процесс письма: отыскивание и запись нужной буквы с непрестанной опорой на корригирующий внутренний слуховой, оптический и кинестетический образ слова. Естественно, что такой сложный психофизиологический процесс для начинающего писать, представляет большие трудности. С практикой эти трудности сглаживаются по мере превращения письма в автоматизированный акт.
Наиболее важным для письма является полноценность фонематического слуха и слухового анализа. Существенное значение имеет и наличие правильных и четких артикуляций, которые вначале явно участвуют в процессе письма, а затем в скрытом виде, выделяя и фиксируя нужные звуки. Оптические же образы букв и состояние моторных навыков руки здесь играют третьестепенную роль.
Те и другие психофизиологические процессы обеспечиваются здоровыми речевыми кортикальными системами, в которых осуществляется высший синтез акустических и оптических рецепций речи.
Поражение этих систем разрушает координацию указанных рецепций - происходит распад, деградация второй сигнальной системы рефлексов, высших речевых процессов, разобщение связей между акустическими и оптическими рецепциями речи, нарушение возможности обобщения звуковых рядов и т. д. Соответствующие расстройства в области представлений проявляются в разнообразных формах аграфий и дисграфий.
Причину отсутствия или искажения письма, необходимо искать прежде всего в состоянии слухоречевых восприятий устной речи: недочеты их в той или иной степени отражаются на письме и составляют подавляющую массу детских аграфий и дисграфий. Помимо этого, имеется ряд причин, дезорганизующих письмо. Сюда относятся: плохой зрительный анализ (неразличение букв), расстройство рукодвигательных представлений письма и другие .
Операции процесса письма
Процесс письма имеет многоуровневую структуру и включает в себя большое количество операций. А.Р.Лурия (1950) в работе « Очерки психофизиологии письма», определяет следующие операции процесса письма.
Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать информацию, сохранить на определенное время, передать ее другому лицу, побудить кого-то к действию и т.д.
2. Операция планирования.
Человек мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей, с выделением главной мысли.
Это интересно:
Выявление нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием
В исследовании принимали участие 15 детей, 4,5-5 лет, детского сада № 47 г. Читы. Форма исследования индивидуальная. Экспериментальная работа проводилась с 9 сентября 2004 года по 30 ноября 2004 года. При обследовании детей использовалась «Методика речевого обследования» М.Ф. Фомичевой, Т.В. Волосо ...
Формы и методы работы с родителями
Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи б ...
Выявление несовершенства звукопроизношения у дошкольников с ФФНР
Целью данного исследования является выявление нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФНР. В исследовании принимали участие 15 детей, 4,5 – 5 лет, детского сада № 47 г. Читы. Обследование проводилось в сентябре месяце 2003 года. При обследовании детей использовалась «методика речевого обследо ...