Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирующий этап педагогического эксперимента

Страница 1

Прием развития критического мышления «представление информации в кластерах» был использован на уроке по теме «Ветер» и практической работе «Описание природных зон Тульской области на примере г. Киреевска».

На стадии вызова, следуя инструкциям учителя, учащиеся заполняли таблицу «Знаю. Хочу знать. Узнал». В колонке «Знаю» учащиеся вписывали свои имеющиеся знания о ветре, используя ключевые слова. Был возможен обмен информацией в парах, дополняя или отбрасывая лишнее. После обсуждения информация сверяется с той, которая представлена на слайде. К радости учащихся она совпала. Были вписаны ключевые слова: - движение;

-сила;

- скорость;

- направление.

Это все, что школьники уже знали о ветре из собственного опыта.

Данный прием помог активизировать знания, определить ключевые слова и понятия, необходимые для усвоения нового материала, помог расширить и систематизировать знания по изученному вопросу.

Далее учащиеся самостоятельно заполняли вторую колонку таблицы «Хочу знать» и писали в ней все, что им хотелось бы узнать о ветре. Были вписаны такие вопросы:

- как узнать скорость ветра?

- от чего она зависит?

- почему ветер меняет свое направление? и т. д.

Вписанные вопросы являлись планом урока. Данный методический прием позволил подвести учащихся к формулировке задач урока:

- выявить причины возникновения ветра;

- узнать от чего зависит сила , скорость и направление ветра;

- выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают полученные

результаты.

Для определения понятия «ветер» был проведен опыт с зажженной свечей.

На стадии осмысления учащиеся сами формулировали определении «ветер» основываясь на увиденном опыте. Понятие формируется с выделением ключевого слова и его признаков и записывается в виде схемы. Данный прием позволил осознанно запомнить понятие.

Для выявления причин возникновения ветра школьники просматривали видеослайды и делали выводы:

- разная подстилающая поверхность (суша и море нагреваются по- разному);

- над сушей и морем разная температура;

- разное давление.

Перечисленные причины рассматривались графически и ставились в логическую последовательность.

В начале рассматривали образование дневного бриза. Для этого на рисунке поочередно появлялись: 1) различная подстилающая поверхность (суша и море), 2) различная температура , 3) различное давление,4) как следствие – возникновение ветра. Далее учащиеся вырисовывали схему дневного бриза:

☼ В Н

~~~~~~~~~~~~~~

~~~~~~~~~~~~~

~~~~~~~~~~~~

~~~~~~~~~~~

и записывали ее в виде ключевого слова и его признака:

После этого учащиеся составляли самостоятельно схему ночного бриза и записывали ее в виде ключевого слова и его признака.

Рассмотрев причины образования ветра, мы предложили отметить их на раздаточных листах. Использовался прием «представление информации в кластерах». Его цель: систематизация материала по степени его значимости, логической последовательности, с учетом причинно-следственных связей. Учитывая возрастные особенности детей, использовалась поэтапная работа с кластером.

Далее мы сообщили, что бывают и другие виды ветра кроме бриза. О муссоне учащиеся узнали из текста учебника. После прочтения они объясняли образование данного ветра на схеме и записывали ее в виде ключевого слова и его признака. На карте России стрелками синего и красного цвета школьники отметили зимний и летний муссон и места его распространения.

Мы сообщили, что есть еще другие постоянные ветра: ветер западного переноса, стоковые ветры, пассаты. Все эти виды ветра вносятся в кластер, расширяя его информацию.

Позже мы рассказали о том, что существуют местные ветры со своими необычными самобытными названиями и перечислили их, характеризуя место распространения и обосновывая данное название. Этот прием расширил кругозор учащихся и способствовал дальнейшей познавательной деятельности.

Для характеристики силы и скорости ветра мы использовали отрывки из литературных произведений, как активное средство для развития мышления учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Ступени формирования орфографического навыка
Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней. Первая ступень - учебная ситуация, которая порождает потребность проверить орфограмму. Ученик ставит перед собой цель, осознает задачу. Вторая ступень - поиск способа решения орфографической задачи: опора на знания, на правил ...

Особенности использования игр в 1 классе
Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, пост ...

Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания окружающего мира
Первоначальные представления о себе являются основой приобщения ребенка к социальному миру и стимулом познавательной деятельности в отношении окружающего. В дальнейшем это необходимо для стимулирования развития личности ребенка, его обучения в школе, успешной социализации. Кожалиева Ч.Б. Особенност ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru