Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Воспитание в семьях со средним достатком

Страница 1

Средний достаток в семье – понятие, требующее уточнения. Условно назовем среднеобеспеченной ту семью, которая может себе позволить сосредоточить внимание и время матери исключительно на семье и ребенке или пригласить к ребенку педагога-профессионала, если мать предпочитает не расставаться с профессией. В отличие от малообеспеченной семьи семья со средним достатком сравнительно спокойно реагирует на такие явления, как высвобождение женщины из сферы профессиональной деятельности, на свертывание системы дошкольного образования, на вольное или невольное возвращение женщины в семью как сферу личностной самореализации.

Семейно-социальные и дидактические роли в среднеобеспеченной семье могут быть распределены по-разному, и у супругов есть возможность выбора. Можно, к примеру, воспользоваться демократическим образцом распределения домашних забот и хлопот по уходу за детьми между мужем и женой. Можно принять за основу патриархальный вариант полоролевого поведения: мужчина – добытчик, глава семьи, а жена – устроительница домашнего очага и воспитательница. Эта семья может выдержать даже психологически хитрый вариант взаимного приспособления, когда мужчина-добытчик с комфортом занимает в семье положение старшего брата, а общим воспитателем и фактической главой семьи становится женщина. Могут быть и другие варианты, но в каждом случае семейно-социальные и дидактические роли приспособлены к личностным особенностям родителей, а не жестко навязаны условиями жизни. То есть у этой семьи есть возможность выбора, а выбор, как известно, способствует повышению психологического комфорта.

В такой семье постоянным и единственным воспитателем является мать (за исключением случаев, когда для воспитания ребенка приглашается педагог). Именно мать в самом важном – начальном – периоде формирования личности ребенка представляет для него цивилизацию, она превращает своего ребенка из существа преимущественно биологического в существо социальное. С проблемами первичной социализации мать, как правило, справляется успешно. Передача этой части опыта человечества происходит в отработанных тысячелетиями формах стихийного воспитания, усваиваемых каждым человеком еще в собственном детстве. Поэтому каждая мать способна сформировать у своего ребенка навыки общения, помочь заговорить, научить его ходить, жить в предметно-вещевом окружении, заложить основы нравственности на уровне «можно – нельзя», «хорошо – плохо». Сложности начинаются позже, на уровне вторичной социализации. Здесь важную роль играет педагогические способности матери, ее способность передать ребенку более сложные образцы человеческой культуры, привить ему определенные навыки и качества и т.д. Поскольку природный дидактический дар – вещь довольно редкая, гораздо надежнее оказывается педагогическая подготовка, в принципе доступная каждому. Однако выбрать из предлагаемой педагогической литературы что-то серьезное и по-настоящему полезное весьма сложно. Дело в том, что отечественная педагогика уже долгие годы не может порадовать родителей результатами серьезных исследований в сфере семейного воспитания, а прекрасно изданная переводная литература принадлежит иной культуре и на нашей почве может дать совсем не те результаты, на которые рассчитывают родители.

С ростом возможностей ребенка необходим переход матери от функций прямого воспитания в семье к функциям организатора воспитывающих воздействий с привлечением различных общественных институтов (спортивные секции, кружки и студии учреждений дополнительного образования, воскресные школы, театры, библиотеки, школы раннего развития, при необходимости – школы ранней коррекции развития). И все это должно органично дополнять семейное воспитание, создавая для ребенка единое развивающее пространство семьи и общества.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Проектирование социобразовательной среды как фактор целостного развития личности
Проектирование исследователем социобразовательной среды разделяется на два блока: процесс разработки и процесс освоения педагогической технологии. Остановимся на некоторых вопросах предметной логики про­ектирования социобразовательной среды. Первый этап— теоретическое обоснование. Он состоит из нес ...

Общение со взрослым, как фактор развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный ...

Объем психологических знаний, необходимых для младшего школьного возраста
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся. Реформирование системы школьного образования в свете гуманистических тенденций должно начинаться с переосмыс ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru