Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Воспитание в семьях со средним достатком

Страница 1

Средний достаток в семье – понятие, требующее уточнения. Условно назовем среднеобеспеченной ту семью, которая может себе позволить сосредоточить внимание и время матери исключительно на семье и ребенке или пригласить к ребенку педагога-профессионала, если мать предпочитает не расставаться с профессией. В отличие от малообеспеченной семьи семья со средним достатком сравнительно спокойно реагирует на такие явления, как высвобождение женщины из сферы профессиональной деятельности, на свертывание системы дошкольного образования, на вольное или невольное возвращение женщины в семью как сферу личностной самореализации.

Семейно-социальные и дидактические роли в среднеобеспеченной семье могут быть распределены по-разному, и у супругов есть возможность выбора. Можно, к примеру, воспользоваться демократическим образцом распределения домашних забот и хлопот по уходу за детьми между мужем и женой. Можно принять за основу патриархальный вариант полоролевого поведения: мужчина – добытчик, глава семьи, а жена – устроительница домашнего очага и воспитательница. Эта семья может выдержать даже психологически хитрый вариант взаимного приспособления, когда мужчина-добытчик с комфортом занимает в семье положение старшего брата, а общим воспитателем и фактической главой семьи становится женщина. Могут быть и другие варианты, но в каждом случае семейно-социальные и дидактические роли приспособлены к личностным особенностям родителей, а не жестко навязаны условиями жизни. То есть у этой семьи есть возможность выбора, а выбор, как известно, способствует повышению психологического комфорта.

В такой семье постоянным и единственным воспитателем является мать (за исключением случаев, когда для воспитания ребенка приглашается педагог). Именно мать в самом важном – начальном – периоде формирования личности ребенка представляет для него цивилизацию, она превращает своего ребенка из существа преимущественно биологического в существо социальное. С проблемами первичной социализации мать, как правило, справляется успешно. Передача этой части опыта человечества происходит в отработанных тысячелетиями формах стихийного воспитания, усваиваемых каждым человеком еще в собственном детстве. Поэтому каждая мать способна сформировать у своего ребенка навыки общения, помочь заговорить, научить его ходить, жить в предметно-вещевом окружении, заложить основы нравственности на уровне «можно – нельзя», «хорошо – плохо». Сложности начинаются позже, на уровне вторичной социализации. Здесь важную роль играет педагогические способности матери, ее способность передать ребенку более сложные образцы человеческой культуры, привить ему определенные навыки и качества и т.д. Поскольку природный дидактический дар – вещь довольно редкая, гораздо надежнее оказывается педагогическая подготовка, в принципе доступная каждому. Однако выбрать из предлагаемой педагогической литературы что-то серьезное и по-настоящему полезное весьма сложно. Дело в том, что отечественная педагогика уже долгие годы не может порадовать родителей результатами серьезных исследований в сфере семейного воспитания, а прекрасно изданная переводная литература принадлежит иной культуре и на нашей почве может дать совсем не те результаты, на которые рассчитывают родители.

С ростом возможностей ребенка необходим переход матери от функций прямого воспитания в семье к функциям организатора воспитывающих воздействий с привлечением различных общественных институтов (спортивные секции, кружки и студии учреждений дополнительного образования, воскресные школы, театры, библиотеки, школы раннего развития, при необходимости – школы ранней коррекции развития). И все это должно органично дополнять семейное воспитание, создавая для ребенка единое развивающее пространство семьи и общества.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром
Искусство слова отражает действительность через художест­венные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку позна­вать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе­ственные произведения, раскрывая внутренний мир героев, застав­ля ...

Изучение сформированности базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха и нормально слышащих
На первом этапе для определения сформированности базовых качеств личностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха и без нарушения, мы опросили детей 3-х подготовительных групп. (возраст детей на момент исследования составлял 7–8 лет) в количестве 15 человек и детей с сохранным слухо ...

Военно-патриотический клуб «Десантник»
Городской молодежный военно-патриотический клуб «Десантник» был создан в 2002 году на базе Первомайского Дома культуры для вовлечения ребят Первомайского района в работу по патриотическому воспитанию, подготовке к службе в армии и возрождению воинских традиций Руси. Основная цель организации - это ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru