Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Воспитанию положительной мотивации учения способствует использование следующих приёмов: занимательность изложения, познавательные игры, эмоциональность речи учителя, анализ жизненных ситуаций, чередование различных видов деятельности, чередование мотивов и эмоций (удовлетворённость и неудовлетворённость).
Таким образом, в теоретической части нашего исследования мы рассмотрели основные категории, необходимые при изучении данной проблемы. Мы определили такие понятия, как: мотив, мотивация, учебно-познавательная мотивация, мотивационная сфера человека, потребность, деятельность, учебная деятельность, стиль общения учителя, оценочная деятельность учителя. В качестве определения понятия "мотив" мы принимаем точку зрения Л.И. Божович, по которой мотивом может выступать предмет внешнего мира, идея, чувство. Обобщая определения мотивации, мы делаем вывод, что мотивацию можно рассматривать:
1) как целенаправленное побуждение,
2) как процесс побуждения, реализации в действии и в поведении потребности, влечения, эмоции, инстинкта,
3) как внутреннюю причину действия и поведения человека. Механизмами развития мотивации являются: психологический механизм подражания (подражание-повторение и собственно мотивационное подражание), механизмы "снизу вверх" и "сверху вниз". Механизмом становления мотивации на каждом возрастном этапе является изменение объективных условий жизни ребёнка и его отношения с окружающими. Система мотивации включает в себя два типа механизмов: врожденный (биологический) тип и приобретённый (социальный) тип. Все побуждения деятельности можно свести к четырём мотивационным факторам:
Удовольствие от процесса деятельности.
Прямой конечный результат деятельности.
Вознаграждение за деятельность.
Избежание страха наказания.
Мы определили, что для формирования высокой учебно-познавательной мотивации необходимо развить внутренние мотивы учения; для организации личностно-ориентированного подхода к оценочной деятельности необходимо знать стиль общения учителя с учащимися, ведущий вид деятельности учащихся, их индивидуальную реакцию на успех или неуспех.
Анализ рассмотренных систем оценивания в историческом аспекте показал, что наиболее рациональным способом оценивания является безотметочное обучение, построенное на личностно-ориентированном подходе к учащимся.
Интервью проводилось индивидуально с каждым учащимся. Учащимся предлагалось 9 высказываний относительно школьного и свободного времени, с каждым из которых надо было согласиться или не согласиться. Утверждения имеют систему ответов "да - нет" ("да" - это верно, "нет" - это не так"). Ответ на каждое высказывание изображается цветом: синим или красным. Если высказывание верно, то изображается точка красного цвета, если не верно, то - синего цвета. Обязательное условие проведения анкетирования - анонимность. Детям предлагались следующие высказывания:
Я хожу в школу с удовольствием (да/нет)
Я люблю узнавать что-то новое (да/нет)
Мне нравится больше играть, чем учиться (да/нет)
Я люблю справляться с трудностями (да/нет)
В свободное время я люблю читать или рисовать или рассматривать книги (да/нет)
Мне нравится в школе, когда мы гуляем, а не когда мы учимся (да/нет)
Я хожу в школу, чтобы стать самостоятельным взрослым человеком (да/нет)
На уроке мне интересно разговаривать со своим соседом (да/нет)
Мне интересно слушать ответы своих одноклассников (да/нет)
Подсчитывалось количество положительных и отрицательных ответов. Подсчёт баллов проводился по таблице 1.
Таблица 1
Ключ к ответам интервьюирования.
Ответы |
№ вопросов, баллы |
Общее кол-во баллов | ||||||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. | ||
Да |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
6 |
Нет |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
3 |
Итого (мах кол-во): |
9 |
Это интересно:
Задачи
детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставля ...
Методика воспитания культуры поведения старшего дошкольного
возраста
На основе полученных результатов, на формирующем этапе была систематизирована работа по развитию культуры поведения детей. Для реализации плана экспериментальной работы с детьми по формированию у них культуры поведения были использованы следующие методы: этические беседы; решение проблемных ситуаци ...
Виды, формы и методы контроля знаний
Контроль бывает разных видов, и может осуществляться с помощью разных методов, являясь важным структурным компонентом процесса обучения. В соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения, он осуществляется в течение всего учебного года. Этим обусловливается различн ...