Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Эволюция традиционного воспитания в Древнем Дагестане

Педагогика и воспитание » Эволюция традиционного воспитания в Древнем Дагестане

Страница 4

Дагестан - это своеобразная и уникальная в этническом отношении республика, где на протяжении многих веков вырабатывались свои народные педагогические идеи, формировались взгляды на постановку образования. Народная педагогика, существующая тысячелетия, является средоточием духовной жизни этноса, в которой раскрываются особенности национального характера, лицо народа. Выступая средством передачи социального опыта, норм поведения, традиций, той или иной идеологии, народная педагогика представляет собой определенную систему приемов и методов воспитания и обучения в данной местности. Известно, что традиции суммируют и обобщают опыт человеческих отношений. Именно это содержание традиций воспринимается и сохраняется народами в ходе исторического развития.

Самобытные условия жизни народов Дагестана определяли содержание, формы и методы обучения и воспитания детей. Складываясь в глубокой древности, народные традиции были зачатком педагогической мысли, посредством которых сформировались специфические средства духовного и социального формирования подрастающих поколений. Имея весьма широкую область бытования, народная педагогика несет в себе большой формирующий потенциал, направленный своим содержанием на то, чтобы дать каждому ребенку определенную сумму знаний, выработать наиболее необходимые в жизни практические и интеллектуальные умения и навыки, которые охватывали бы в той или иной степени основные виды деятельности человека.

Цели обучения и воспитания обычно отражались в песнях, пословицах, поговорках, загадках и сказках горцев. Все эти жанры устного народного творчества горцев Дагестана легко переходили от одного народа к другому и становились общим достоянием. Как справедливо отмечал великий русский педагог К.Д. Ушинский, в устном народном творчестве, особенно в народных сказках, ярко выражен педагогический гений народа.

Сознавая потребности общественно-экономического развития края, учитывая природно-географические условия жизни и быта дагестанских горцев, народная педагогика в качестве основных целей и задач обучения и воспитания выделяла следующие: умственное развитие, трудовое воспитание и обучение, физическое развитие, нравственное и эстетическое воспитание.

Само географическое положение Дагестана как ворот из Азии в Европу ставило горцев в ситуацию, когда образованность, знание, эрудиция становились фактором социального выживания и благополучия. Дагестанские горцы ясно осознавали необходимость вооружения молодого поколения знаниями, что нашло свое окончательное оформление во многих пословицах: «Держись за перо - оно сын хлеба», «Сильный - одного поборет, ученый - тысячу», «Знание - самое большое богатство», «Если не будешь учиться в молодости, в старости будешь жалеть» и т.п. Такое отношение к знанию формировалось всей системой семейного и социального воспитания горцев. Воспитание детей являлось важнейшей функцией каждой горской семьи. Лезгинская поговорка гласит: «Ребенка надо воспитывать пока он в колыбели, теленка - пока на привязи».

Упущения в воспитании нравственности у детей в раннем возрасте народная педагогика считала невосполнимой потерей. Дагестанские пословицы предупреждают родителей: «Упустишь голову - не удержишь и за хвост». «Если сегодня не взвалить на себя тяжесть заботы о ребенке - завтра на глазах будут слезы». В условиях уникальной мозаичности и «чересполосицы» поликультурной карты Дагестана недостойный поступок накладывал пятно на всю семью и общину, мог приводить к межобщинным конфликтам.

Наряду с лаской и заботливым вниманием к детям практиковались меры воздействия, включая и телесные наказания, хотя адаты некоторых обществ запрещали подобные действия. «Если взрослый ударит подростка, то с взрослого взыскивается штраф в размере одной мерки зерна. С подростка ничего не полагается взыскивать».

Вся жизнь горца была связана с тухумом (родом). Аварская пословица гласит: «Дерево держится корнями, а человек - тухумом». У каждого тухума существовали свои обычаи и традиции, строго регламентирующие поступки и дела людей. Поведение каждого члена тухума находилось под строгим контролем. В тухуме имелись особо авторитетные и уважаемые люди, указания которых безоговорочно выполнялись. Дагестанская семья как можно раньше старалась знакомить детей с традициями рода. Старики и родители рассказывали детям о славных деяниях предков, о героических подвигах, совершенных членами тухума, вводили детей в жизнь тухума. Восхваление своего тухума было важным средством нравственного и патриотического воспитания. Подобный порядок сохраняется у горцев и ныне. Однако следует признать, что сегодня, с изменением многих ценностных ориентиров, к сожалению, такое воспитание постепенно теряет свои позиции, «сворачивается» под воздействием новых условий жизни.

По прошествии нескольких тысячелетий об организованности и дисциплине горского населения Дагестана Н. Воронов в 1867 г. писал: «Если джамаат собрался в ауле, подле строений, то крыши их переполнены любопытными наблюдателями и слушателями, которым нет места в среде самого джамаата - несовершеннолетними, а иногда и женщинами. Это не стадо, это строго дисциплинированная толпа; импровизированным поведением ее на сходке может остаться доволен любой поклонник порядка . Дисциплина в Дагестане заявляет о себе во всем. Она вытекает из существа дагестанца. Эта дисциплина есть плод стародавности дагестанского склада жизни, которая необходима для поддержания себя для самозащиты».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Военно-спортивный клуб «Патриот» города Тутаева
Подростковый клуб «Патриот» действует при Тутаевском отделении ЯРО Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» более 15 лет. Назвать точную дату создания клуба затрудняется даже председатель организации Борис Шаганц: «Сам по себе клуб существует давно, но до 2000-х в нем было ...

Структура модифицированных программ воспитания и развития учащихся СОГ №9
В институте классных воспитателей разработаны и апробируются модифицированные программы воспитания и развития учащихся с 1 по 11 классы. Занятия классных воспитателей внесены в расписание каждого дня недели. Понедельник — «Модуль политики». Цель: воспитание казахстанского патриотизма, развитие спос ...

Программа студии вокально-инструментальной музыки
Пояснительная записка Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание учащегося, его интерес, возможности, способности, психологические особенности (а так же стартовый уровень знаний). В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время об ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru