Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Эволюция традиционного воспитания в Древнем Дагестане

Педагогика и воспитание » Эволюция традиционного воспитания в Древнем Дагестане

Страница 4

Дагестан - это своеобразная и уникальная в этническом отношении республика, где на протяжении многих веков вырабатывались свои народные педагогические идеи, формировались взгляды на постановку образования. Народная педагогика, существующая тысячелетия, является средоточием духовной жизни этноса, в которой раскрываются особенности национального характера, лицо народа. Выступая средством передачи социального опыта, норм поведения, традиций, той или иной идеологии, народная педагогика представляет собой определенную систему приемов и методов воспитания и обучения в данной местности. Известно, что традиции суммируют и обобщают опыт человеческих отношений. Именно это содержание традиций воспринимается и сохраняется народами в ходе исторического развития.

Самобытные условия жизни народов Дагестана определяли содержание, формы и методы обучения и воспитания детей. Складываясь в глубокой древности, народные традиции были зачатком педагогической мысли, посредством которых сформировались специфические средства духовного и социального формирования подрастающих поколений. Имея весьма широкую область бытования, народная педагогика несет в себе большой формирующий потенциал, направленный своим содержанием на то, чтобы дать каждому ребенку определенную сумму знаний, выработать наиболее необходимые в жизни практические и интеллектуальные умения и навыки, которые охватывали бы в той или иной степени основные виды деятельности человека.

Цели обучения и воспитания обычно отражались в песнях, пословицах, поговорках, загадках и сказках горцев. Все эти жанры устного народного творчества горцев Дагестана легко переходили от одного народа к другому и становились общим достоянием. Как справедливо отмечал великий русский педагог К.Д. Ушинский, в устном народном творчестве, особенно в народных сказках, ярко выражен педагогический гений народа.

Сознавая потребности общественно-экономического развития края, учитывая природно-географические условия жизни и быта дагестанских горцев, народная педагогика в качестве основных целей и задач обучения и воспитания выделяла следующие: умственное развитие, трудовое воспитание и обучение, физическое развитие, нравственное и эстетическое воспитание.

Само географическое положение Дагестана как ворот из Азии в Европу ставило горцев в ситуацию, когда образованность, знание, эрудиция становились фактором социального выживания и благополучия. Дагестанские горцы ясно осознавали необходимость вооружения молодого поколения знаниями, что нашло свое окончательное оформление во многих пословицах: «Держись за перо - оно сын хлеба», «Сильный - одного поборет, ученый - тысячу», «Знание - самое большое богатство», «Если не будешь учиться в молодости, в старости будешь жалеть» и т.п. Такое отношение к знанию формировалось всей системой семейного и социального воспитания горцев. Воспитание детей являлось важнейшей функцией каждой горской семьи. Лезгинская поговорка гласит: «Ребенка надо воспитывать пока он в колыбели, теленка - пока на привязи».

Упущения в воспитании нравственности у детей в раннем возрасте народная педагогика считала невосполнимой потерей. Дагестанские пословицы предупреждают родителей: «Упустишь голову - не удержишь и за хвост». «Если сегодня не взвалить на себя тяжесть заботы о ребенке - завтра на глазах будут слезы». В условиях уникальной мозаичности и «чересполосицы» поликультурной карты Дагестана недостойный поступок накладывал пятно на всю семью и общину, мог приводить к межобщинным конфликтам.

Наряду с лаской и заботливым вниманием к детям практиковались меры воздействия, включая и телесные наказания, хотя адаты некоторых обществ запрещали подобные действия. «Если взрослый ударит подростка, то с взрослого взыскивается штраф в размере одной мерки зерна. С подростка ничего не полагается взыскивать».

Вся жизнь горца была связана с тухумом (родом). Аварская пословица гласит: «Дерево держится корнями, а человек - тухумом». У каждого тухума существовали свои обычаи и традиции, строго регламентирующие поступки и дела людей. Поведение каждого члена тухума находилось под строгим контролем. В тухуме имелись особо авторитетные и уважаемые люди, указания которых безоговорочно выполнялись. Дагестанская семья как можно раньше старалась знакомить детей с традициями рода. Старики и родители рассказывали детям о славных деяниях предков, о героических подвигах, совершенных членами тухума, вводили детей в жизнь тухума. Восхваление своего тухума было важным средством нравственного и патриотического воспитания. Подобный порядок сохраняется у горцев и ныне. Однако следует признать, что сегодня, с изменением многих ценностных ориентиров, к сожалению, такое воспитание постепенно теряет свои позиции, «сворачивается» под воздействием новых условий жизни.

По прошествии нескольких тысячелетий об организованности и дисциплине горского населения Дагестана Н. Воронов в 1867 г. писал: «Если джамаат собрался в ауле, подле строений, то крыши их переполнены любопытными наблюдателями и слушателями, которым нет места в среде самого джамаата - несовершеннолетними, а иногда и женщинами. Это не стадо, это строго дисциплинированная толпа; импровизированным поведением ее на сходке может остаться доволен любой поклонник порядка . Дисциплина в Дагестане заявляет о себе во всем. Она вытекает из существа дагестанца. Эта дисциплина есть плод стародавности дагестанского склада жизни, которая необходима для поддержания себя для самозащиты».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Эстетическое образование Вальдорфской школы
Родителям и учителям необходимо развивать творческую проницательность при работе с детьми. Индивидуальность скрыта, ее нельзя увидеть при рождении. Например, никто не предполагает, что мать Бетховена знала, что ее сын напишет девять полноценных симфоний, не говоря уже о его последних квартетах. Под ...

Проблема театрализованной деятельности в дошкольной педагогике
Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста отмечают зарубежные и отечественные педагоги. В дореволюционной педагогике вопросами театра занимались Белинский, Гоголь, Герцен, Островский, Ушинский. В советское время: Луначарский, Н.К.Крупская, Макаренко, Станиславский. Оп ...

Выделение главной мысли
Умение вести диалог с текстом не всегда приводит к основному результату понимания – выделению главной мысли. Этому нужно целенаправленно учить. Многие школьники даже после обстоятельной беседы с текстом пасуют, когда им предлагают выделить главную мысль. Это свидетельствует о недопонимании текста: ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru