Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Эволюция традиционного воспитания в Древнем Дагестане

Педагогика и воспитание » Эволюция традиционного воспитания в Древнем Дагестане

Страница 2

Немусульманскую природу адата подчеркивают и М.А. Агларов и Т.М. Айтберов, отмечая, что до прихода арабов он был одним из основных действующих источников местного обычного права на всем Северном Кавказе. В правосознании самих носителей адат объединял три категории, регулирующие социальное поведение: нормы этикета, нормы права, нормы религиозного благочестия (иман). Как видим, «поле регламентации» у адата несравненно шире, чем у права. Адат включает и юридические обычаи, даже правовые нормы, нарушение которых рассматривается как деликт или преступление, влекущее санкцию – наказание. Однако наряду с ними адатные нормы регламентируют и этикет (его нарушение – проступки) и религиозное поведение (нарушение его норм – грех): проступки и грехи, в отличие от правовых нарушений не приравниваются к преступлениям, совершенно иные здесь и формы наказания. Многие установления адата дожили до наших дней и продолжают играть существенную роль в жизни современного дагестанского общества.

Определившись с терминологией и собственными «замечаниями», перейдем к главному вопросу нашего исследования.

Предыстория зарождения системы образования связана еще с родоплеменной организацией. Время первоначального проникновения человека в пределы Кавказа до сих пор не вполне ясно. Археологами установлено, что освоение людьми территории Кавказа происходило во второй половине ашельской эпохи (ок. 150-80 тыс. лет назад). Немногочисленные находки ашельской и мустьерской (80-35 тыс. лет назад) эпох обнаружены археологами и на территории Дагестана. Зафиксированы многочисленные следы деятельности древнего человека: Чохская, Мекегинская, Акушинская, Ругуджинская и другие стоянки каменного века, святилище Харитани I в горах Дагестана (Гумбетовский район), наскальные изображения у селений Гинчи, Капчугай, Кумторкала, Лучек, Чирката, в Гунибском и Гумбетовском районах, древнейшие письмена в Лакском и Дахадаевском районах и т.д.

Первый тип всемирно-педагогического процесса, явившегося генетической основой всей последующей эволюции воспитательно-образовательной практики и педагогической мысли, «возник вместе с видом Homo sapiens около 40 тыс. лет назад и безраздельно господствовал на земном шаре в эпоху позднего палеолита-мезолита вплоть до начала так называемой «неолитической революции».

В первобытном обществе ребенок обучался и воспитывался в процессе своей жизнедеятельности, участвуя в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него трудовую деятельность, знакомился с обычаями, учился выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей. Как отмечает Е.С. Копьева, ритуал (стереотипно повторяющиеся действия) в первобытном обществе играл роль образца поведения и образцовых форм деятельности. Обязательный для всех членов коллектива ритуал был одним из главных способов накопления и передачи опыта жизнедеятельности, а основным средством закрепления приобретенного умения было обучение ему всех членов. Первому типу всемирного историко-педагогического процесса в раннепервобытных родовых общинах максимально соответствовало воспитание собирателей и охотников, которое долго существовало, «не испытывая на себе влияния более поздних процессов, связанных с зарождение общественного разделения труда и переходом к производящей (земледельческо-скотоводческой) экономике. Педагогическая мысль, начав обособляться от практики воспитания, существовала исключительно на уровне обыденного сознания и опредмечивалась в традициях и фольклоре».

На стадии патриархально-родовой общины, с появлением скотоводства, земледелия и ремесла, возникла необходимость в более организованном обучении детей, и родовая община поручила воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с обучением детей трудовым навыкам они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями. Таким образом, в поздних формах первобытно-родового общества возникает наставничество как институт образования, подготовки к обряду инициации, к самостоятельному полноправному участию в коллективных действиях.

Зарождение имущественного и социального неравенства, постепенное дробление общин на самостоятельные хозяйственные ячейки – семьи, обусловило изменение характера обучения и воспитания, которые из всеобщих равных, контролируемых общиной, стали превращаться в семейно-сословные. «Основные функции воспитания, его цели, содержание и формы стали все более различаться для зарождающегося жречества, вождей, воинов, земледельцев, скотоводов, ремесленников. По мере разложения первобытного общества коллективы стали терять принадлежавшее им ранее безусловное право на детей, которые все в большей степени становились достоянием формирующихся семей во главе с отцом. Именно в семьях стали сосредотачиваться основные педагогические функции». Именно в семьях происходила первичная социализация детей, наследующих виды занятий своих родителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Структура и содержание утренней гимнастики
Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна (5 – 12 минут) и физические нагрузки в ней не велики, это требование соблюдается как общий принцип. В дневных гр ...

Использование справочной литературы
Смысловое содержание каждого непонятного, незнакомого слова должно быть немедленно выяснено. Без этого невозможно продолжать чтение. При чтении литературы по физическому воспитанию существенную помощь могут оказать следующие издания: Большая Советская Энциклопедия и Ежегодники Большой Советской Энц ...

Причины функциональной дислалии
Соматические - физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания) Социальные: Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звук ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru