Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Эволюция традиционного воспитания в Древнем Дагестане

Педагогика и воспитание » Эволюция традиционного воспитания в Древнем Дагестане

Страница 2

Немусульманскую природу адата подчеркивают и М.А. Агларов и Т.М. Айтберов, отмечая, что до прихода арабов он был одним из основных действующих источников местного обычного права на всем Северном Кавказе. В правосознании самих носителей адат объединял три категории, регулирующие социальное поведение: нормы этикета, нормы права, нормы религиозного благочестия (иман). Как видим, «поле регламентации» у адата несравненно шире, чем у права. Адат включает и юридические обычаи, даже правовые нормы, нарушение которых рассматривается как деликт или преступление, влекущее санкцию – наказание. Однако наряду с ними адатные нормы регламентируют и этикет (его нарушение – проступки) и религиозное поведение (нарушение его норм – грех): проступки и грехи, в отличие от правовых нарушений не приравниваются к преступлениям, совершенно иные здесь и формы наказания. Многие установления адата дожили до наших дней и продолжают играть существенную роль в жизни современного дагестанского общества.

Определившись с терминологией и собственными «замечаниями», перейдем к главному вопросу нашего исследования.

Предыстория зарождения системы образования связана еще с родоплеменной организацией. Время первоначального проникновения человека в пределы Кавказа до сих пор не вполне ясно. Археологами установлено, что освоение людьми территории Кавказа происходило во второй половине ашельской эпохи (ок. 150-80 тыс. лет назад). Немногочисленные находки ашельской и мустьерской (80-35 тыс. лет назад) эпох обнаружены археологами и на территории Дагестана. Зафиксированы многочисленные следы деятельности древнего человека: Чохская, Мекегинская, Акушинская, Ругуджинская и другие стоянки каменного века, святилище Харитани I в горах Дагестана (Гумбетовский район), наскальные изображения у селений Гинчи, Капчугай, Кумторкала, Лучек, Чирката, в Гунибском и Гумбетовском районах, древнейшие письмена в Лакском и Дахадаевском районах и т.д.

Первый тип всемирно-педагогического процесса, явившегося генетической основой всей последующей эволюции воспитательно-образовательной практики и педагогической мысли, «возник вместе с видом Homo sapiens около 40 тыс. лет назад и безраздельно господствовал на земном шаре в эпоху позднего палеолита-мезолита вплоть до начала так называемой «неолитической революции».

В первобытном обществе ребенок обучался и воспитывался в процессе своей жизнедеятельности, участвуя в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него трудовую деятельность, знакомился с обычаями, учился выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей. Как отмечает Е.С. Копьева, ритуал (стереотипно повторяющиеся действия) в первобытном обществе играл роль образца поведения и образцовых форм деятельности. Обязательный для всех членов коллектива ритуал был одним из главных способов накопления и передачи опыта жизнедеятельности, а основным средством закрепления приобретенного умения было обучение ему всех членов. Первому типу всемирного историко-педагогического процесса в раннепервобытных родовых общинах максимально соответствовало воспитание собирателей и охотников, которое долго существовало, «не испытывая на себе влияния более поздних процессов, связанных с зарождение общественного разделения труда и переходом к производящей (земледельческо-скотоводческой) экономике. Педагогическая мысль, начав обособляться от практики воспитания, существовала исключительно на уровне обыденного сознания и опредмечивалась в традициях и фольклоре».

На стадии патриархально-родовой общины, с появлением скотоводства, земледелия и ремесла, возникла необходимость в более организованном обучении детей, и родовая община поручила воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с обучением детей трудовым навыкам они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями. Таким образом, в поздних формах первобытно-родового общества возникает наставничество как институт образования, подготовки к обряду инициации, к самостоятельному полноправному участию в коллективных действиях.

Зарождение имущественного и социального неравенства, постепенное дробление общин на самостоятельные хозяйственные ячейки – семьи, обусловило изменение характера обучения и воспитания, которые из всеобщих равных, контролируемых общиной, стали превращаться в семейно-сословные. «Основные функции воспитания, его цели, содержание и формы стали все более различаться для зарождающегося жречества, вождей, воинов, земледельцев, скотоводов, ремесленников. По мере разложения первобытного общества коллективы стали терять принадлежавшее им ранее безусловное право на детей, которые все в большей степени становились достоянием формирующихся семей во главе с отцом. Именно в семьях стали сосредотачиваться основные педагогические функции». Именно в семьях происходила первичная социализация детей, наследующих виды занятий своих родителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru