Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Эволюция традиционного воспитания в Древнем Дагестане

Педагогика и воспитание » Эволюция традиционного воспитания в Древнем Дагестане

Страница 3

Разложение родовой общины на территории Дагестана, продолжавшееся с эпохи бронзы и раннего железа, привело еще в начале нашей эры к образованию территориальной, соседской общины, упрочившей свои позиции к рассматриваемому нами времени. В связи с этим следует заметить, что на территории Дагестана, начиная с эпохи ранней бронзы и албано-сарматского периода (начало II тыс. - IV в. до н.э.), с точки зрения формирования цивилизации, наблюдаются типологически сходные исторические процессы и события, отразившие социально-экономическое и культурно-историческое развитие местного общества, в частности: усиление культурных и торгово-обменных связей с сопредельными странами и в особенности с территориями, достигшими стадии цивилизации; развитие религиозно-идеологических представлений; имущественное и социальное расслоение; рост численности и плотности населения, появление крупных населенных пунктов и др. Принимая во внимание важность процесса урбанизации для перехода от варварства к цивилизации, «от племенного строя к государству», напомним, что в настоящее время в исторической науке сложились две точки зрения на время начала процесса возникновения древнего (раннего) города на территории Дагестана. Согласно первой из них, протогород формируется уже в скифское время (VII – IV вв. до н. э.) и к концу I тыс. до н. э. он превращается в город как таковой с «выразительными городоопределяющими признаками». Согласно другой - время «становления и развития первых городов приходится на албано-сарматский период (III в. до н. э. – III в. н. э.), на время вхождения значительной части Дагестана в состав Восточного Кавказа – Кавказской Албании.

Возвращаясь непосредственно к теме нашего исследования отметим, что в рассматриваемое время основу общественной структуры, особенно в горных районах с их террасным земледелием, составляла малая семья, что подтверждается наличием остатков многокамерных жилищ на поселениях того периода. Вместе с тем в ряде областей продолжала существовать и большая патриархальная семья. Масса общинников еще оставалась свободной. Особую привилегированную верхушку среди местного населения Дагестана составляли так называемые «цари», военачальники и другие лица управления.

В этот период первобытно-родовую организацию сменяет сложная система социальных общностей и институтов. Появившиеся господствующие группы населения (жрецы, «цари», старейшины) стремились отделить умственное образование от обучения занятиям, требующим физического труда. Для обучения зачаткам умственных знаний стали создавать специальные учреждения (школы, сегодня мы назвали бы их привилегированными, элитными), которые использовались для укрепления власти все тех же жрецов, «царей», старейшин. Организованное обучение и воспитание детей, проводимое в школах, становится все более уделом избранных – элиты. Первое прямое упоминание о школьном образовании у народов Восточного Кавказа мы находим в «Истории Албании» Мовсеса Каганкатуаци - рассмотрению этого вопроса посвящен следующий параграф.

Внесемейным, «общественным» занятиям и сопутствующим им «общественным» знаниям сопутствовали и новые формы внесемейной публичной подготовки, организацию которой принимает на себя зарождающийся институт школы. Она начинает по-новому строить процесс обучения и воспитания, т.е. те формы общественной жизни, которые в теперешней цивилизации выполняет современная школа.

Следует отметить, что влияние религии на образование было особенно значительным в период зарождения школьной формы обучения «как ведущего фактора цивилизации в преемственности, генерации достижений человеческой культуры. Школа возникла как форма обучения в жреческой касте. Поскольку религиозный текст органично входил в структуру обрядов, он способствовал возникновению веры людей в силу написанного слова. Религиозные тексты стали пробным камнем школьной дисциплины, на них оттачивался дидактический материал школы».

В связи с классовым расслоением общества возникает и неравенство возможностей в обучении и воспитании для детей разных социальных слоев, а дети рабов к школьному образованию вообще не допускались. В складывающихся государствах система образования в числе первых институтов подпадает под влияние государственной политики. Образование «используется как средство идеологического воздействия на население, участвует и в устройстве государственной власти. … Религиозное образование было необходимым условием формирования веры в предназначение, справедливость действий власти».

Анализируя историко-педагогический материал в соответствии с требованиями методологии современного научного исследования, С.М. Мамедов структурировал материал источников в контексте этнокультурных задач целеполагания современной концепции образовательной политики Дагестана. В этом аспекте и в разрезе нашей темы, автором, в частности, были условно выделены следующие общепедагогические ценности: представления дагестанских народов об образовании, духовно-нравственных ценностях, доминирующие традиции и ценности семейного и социального воспитания, этический кодекс горца и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Применение компьютерных технологий на уроке истории
Реформирование системы образования в стране неизбежно приведет к широкому использованию компьютерной техники на всех уровнях образовательной лестницы. Современная, доступная каждому учителю практика предпо­лагает разработку и использование четырех уровней компьютер­ных программ по истории. Первый у ...

Модели нетрадиционных уроков
Урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Однако, это не значит, что урок – нечто застывшее и неруш ...

Условия эффективности профессионально-личностного развития педагога
В конечном счете, суть управления состоит в создании условий для профессионального и личностного саморазвития учителя - носителя нового типа педагогической деятельности. Управлять - значит четко, критериально и зримо предвосхитить и реализовать требуемый тип методического процесса. В нашем случае р ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru