Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Роль игровой деятельности в нравственно-экономическом воспитании детей 6-7 лет

Педагогика и воспитание » Педагогические условия нравственно-экономического воспитания детей 6-7 лет в игровой деятельности » Роль игровой деятельности в нравственно-экономическом воспитании детей 6-7 лет

Страница 1

Детская игра – это исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

Игра направлена на ориентировку в предметной и социальной деятельности и ее познание. Она является социальной деятельностью и по своему происхождению, и по направленности, и по содержанию.

Значение игры в развитии ребенка подтверждается всеми ведущими психологами: Элькониным Д.Б., Давыдовым В.В., Леонтьевым А.Н., Лисиной М.И., Запорожцем А.В. и др.

Крупская Н.К., Макаренко А.С., а затем многие педагоги и психологи (Менджерицкая Д.В., Чирков А.В., Жуковская Р.И., Саморукова П.Г., Римбург Р.М., Люблинская А.А., Усова А.П.) углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.

Было выявлено, что любая игра «обучает» и «воспитывает», то есть несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал, в этом и заключается ее главная роль.

Игра для ребенка – подлинная жизнь. И если воспитатель организует ее разумно, он получает возможность влиять на детей. А.П. Усова отмечала: «Правильно организовать жизнь и деятельность детей – значит правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлен в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребенок здесь не учится жить, а живет своей жизнью».

У игровой деятельности множество функций:

игра помогает ребенку реализовать эмоциональные познавательные потребности;

расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте;

пробуждает творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметом, явлениям;

помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий.

Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию игровой деятельности с целью ознакомления дошкольников с экономикой, в частности в нравственно-экономическом воспитании.

Необходимость выделения игровых методов возникла исходя из особенностей детей дошкольного возраста. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, всю работу по экономическому воспитанию исследователи предлагают выстраивать в игровой форме (Смоленцева А.А., Кларина Л.М., Шатова А.Д., Курак Е.А. и др.).

Козлова С.А. Куликова Т.А. выделили классификацию методов, в которой игровые методы занимают отдельное место:

наглядные методы;

практические методы;

словесные методы;

игровые методы и приемы.

Авторы классификации отмечают важную роль игровых методов: «Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями».

Несмотря на то, что ситуация игры – ситуация условная (« как будто я папа, иду на работу, покупаю продукты» и т.д.), дети постоянно закрепляют знания о жизни людей, их труде в повседневных играх (творческих, сюжетно-дидактических, дидактических и др.). Ежедневные игры с игрушками и другими игровыми материалами закономерно считать источником усвоения детьми целого ряда экономических понятий, в том числе и усвоение, правил обращения с ними.

Но обратимся к игровым методам, предложенным авторами программ, а также педагогами-практиками, работающими по внедрению экономического воспитания в работу с детьми старшего дошкольного возраста.

При исследовании программ мы обнаружили явное преобладание среди других игр – дидактических, в том числе сюжетно-дидактических.

Данные игры используют все исследователи: Рыльцова Л., Кларина Л., Савкусанова Л., Парфенова Т., Клюшина Н., Нарушева Г., Курак Е., Шатова А., Смоленцева А. и др (См. приложение )

Дидактическая игра – это вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи.

Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Первые строятся на основе автодидактизма и самоорганизации детей. Вторые организуются и проводятся взрослыми и без них не существуют.

Для дидактической игры, как и для любой игры с правилами. Характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания, помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно (автодидактизм – Усова А.П.). Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru