Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Эволюция традиционного воспитания в Древнем Дагестане

Педагогика и воспитание » Эволюция традиционного воспитания в Древнем Дагестане

Страница 5

Характерной чертой народной педагогики Дагестана является ее направленность на духовно-нравственное развитие личности. Дагестанский народ в процессе своего исторического развития накопил богатейший социальный, житейский, педагогический опыт, самобытную духовно-нравственную культуру, нашедшую свое отражение в своеобразном моральном кодексе жителей гор - намусе. Являясь обобщением обычаев и традиций, намус когда-то пронизывал все стороны горской жизни. Он не только учил, наставлял и регламентировал поведение горца, но и требовал сохранения нравственных и гуманистических принципов в отношениях между всеми дагестанскими народами и каждого горца в отдельности.

У горцев Дагестана за долгие века выработались своеобразные правила поведения. Уважение старшего считается в Дагестане вторым и наиболее значимым после обычая гостеприимства. Горец считал своим священным долгом чтить старшего по возрасту. В почитании старших ярко проявляется признание авторитета человека, много прожившего, много испытавшего и способного многому научить. Кодекс горских законов сурово осуждал лживость и воровство. В дагестанских адатах предусмотрено все до мелочей: сел на чужого коня - штраф в четыре овцы, распахал борозду общественной земли - две овцы в пользу села, за кражу одного снопа зерновых взыскивался четырехгодовалый бык. Джамаат и общественность бдительно следили за тем, как горцы соблюдают установленные нормы и правила поведения. Отступление от них рассматривалось как потеря намуса - совести, что неминуемо влекло за собой всеобщее порицание земляков. «Садись хоть криво, но говори правду» - таково требование намуса. Говори правду, если даже она против тебя - требование, бывшее нравственной нормой поведения горца.

Решающим условием успеха обучения и воспитания считалось раннее приобщение детей к умениям, посильному для их возраста труду. Не случайно народ поучал: «Знание, полученное в детскую пору, глубоко высеченная на камне надпись».

Завершая рассмотрение данного периода, следует отметить тот факт, что истоки первого (начального) этапа системы образования в Дагестане теряются в глубине веков, когда господствовал адат - общепринятые обычаи и правила поведения - исторически сложившееся народное право и адекватный ему моральный кодекс. Принимая во внимание распространение среди древних горцев (как и у других народов) определенных религиозных представлений, которые также регулировали общественные отношения, считаем, что правильнее говорить о том, что приобщение к образу жизни и стереотипу общественного поведения горцев (в данном случае термин «горец» подразумевает все дагестанские этносы) в этот период полностью определяли светско-конфессиональные элементы народной педагогики.

Напомним, что рассмотренный нами первый этап во многом основан на косвенных данных и носит умозрительный характер. Однако, несмотря на то, что у различных народов в различных регионах земного шара процессы разложения первобытнообщинного строя протекали по разному и хронологически не совпадали, в силу своей общей направленности они обусловили и общую закономерную сущность трансформации всемирного историко-педагогического процесса в условиях складывания цивилизации.

Говоря в целом, следует отметить, что «одновременно с возникновением речи завершается формирование социальной педагогики, ее первого и основного для всего будущего развития человечества направления – эмпирической социальной педагогики (выделено автором) – школы жизни общества», воздействующей самим «развитием общества и жизни людей в обществе самой жизнью в обществе. … На этапе перехода от варварства к цивилизации, связанного с возникновением письменности, происходит вторичная бифуркация социальной педагогики. От эмпирической, практической … социальной педагогики ответвляется самое мощное в дальнейшем образовательное направление – образование, образовательная социальная педагогика (выделено автором), превратившееся в цивилизованных обществах в основное ее направление – обучение и воспитание подрастающего поколения по всем сторонам жизни общества». Суммируя вышеизложенное и опираясь на материалы других исследований, можно выделить следующие характерные черты процесса эволюции традиционного воспитания (заложившего первый камень в фундамент будущей системы образования) на территории Дагестана в седой древности.

Человек современного типа и первая социальная организация (материнский род) появились одновременно – в эпоху верхнего палеолита. В отличие от первобытной орды предыдущего (мустьерского) периода, которая не обнаруживает даже простейшего половозрастного разделения общественных функций, теперь, в материнском роде, напротив, все эти функции достаточно ясно выражены: даже на загонную охоту идут только мужчины, тогда как женщины, дети, старики выполняют другие хозяйственные занятия (собирательство, рыболовство, устройство быта и жилья, обработка и хранение продуктов и т.п.). Различия функций, естественно, влекут за собой и различия в этапах социализации подрастающего поколения: необходима особая подготовка его к переходу из одной группы в другую, приготовление к будущим социальным ролям в мужской и женской группах, приобщение к коллективному опыту рода.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Необходимость обобщающего повторения
Одним из основных дидактических принципов обучения является принцип систематичности и последовательности. Учебник, по которому ведется преподавание, предлагает учителю определенную систему учебного материала. Но преподавание по определенной системе вовсе не гарантирует ее усвоения. Наблюдение за де ...

Развитие художественного потенциала личности учащихся на уроках биологии
Личность характеризуется своеобразной структурой, которая связана с видовым строением деятельности человека, пятью потенциалами личности учащегося: 1. Познавательный потенциал — объем и качество информации, которой располагает личность (знания о внешнем мире, самопознание). 2. Творческий потенциал ...

Особенности использования логических задач и упражнений в процессе развития мыслительных операций у дошкольников
Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современ ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru