Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Проводимая в России реформа образования предполагает всесторонний учет социально-экономических и национальных особенностей развития каждого субъекта РФ и каждого народа, исследование его образовательных и воспитательных традиций. Знание этих особенностей в различные эпохи, их историко-педагогическая интерпретация позволят целостно и во многом по-новому осмыслить прошлое, настоящее и будущее системы образования.
В последние пятнадцать-двадцать лет активно дискутируется вопрос о преимуществах и необходимости светского и/или религиозного образования. По данному вопросу на сегодняшний день в РФ сложились две противоположные позиции. Сторонники одной из них не видят ничего противоестественного в преподавании религиозных дисциплин в светских учебных заведениях, в религиозном воспитании учащихся. Изучение религии для них означает приобщение к религии, обретение веры. Сторонники другой позиции настаивают на подлинно светском образовании, не формирующем ни религиозного, ни атеистического мировоззрения. При таком разбросе мнений весьма проблематично реализовать требования законов о свободе совести и об образовании.
Таким образом, сегодня нельзя с уверенностью сказать, что РФ имеет целостную, научно обоснованную концептуальную модель своей политики в сфере образования и воспитания. Российская модель светского и конфессионального образования пока еще находится в стадии формирования: не разработана четкая система приоритетов и ориентиров, нет идеологического стержня, без которого не могут существовать ни система образования, ни общество в целом.
Решение данной задачи требует глубокого исследования многих факторов – в том числе и исторических. Цель нашей работы состоит в том, чтобы проследить эволюцию процесса формирования институтов образования с момента их эмбрионального зарождения в первобытнообщинном строе. На этом этапе речь может идти, разумеется, только о традиционном воспитании, заложившем основы будущей школы.
Система традиционного воспитания в Дагестане прошла свойственный всем первобытным народам длительный и сложный путь исторического развития, охватывающий период от родового общества до времени разложения первобытного общества и разделения его на классы.
Изучение истории становления и развития системы образования в Дагестане позволило С.М. Мамедову выделить в этом процессе пять этапов: 1- доминирование адата – истоки этого периода теряются в глубине веков, а его завершение приходится на время становления в Дагестане арабо-мусульманской системы образования (IX - X вв.); 2 – доминирования арабо-мусульманской системы образования; 3 – период с 30-х годов XIX в. (начало активной военной колонизации Дагестана царизмом) до Октябрьской революции; 4 – период становления и развития советской школы до рубежа 80-90-х годов XX в.; начало 5-го этапа - последние десятилетия XX в. [1, с. 35-36]. Г.И. Магомедов и М.И. Шурпаева считают, что «хронологически и в свете происходивших коренных преобразований в системе образования Дагестана условно можно выделить три периода: дореволюционный (до 1917 г.), послереволюционный и 90-е годы XX в.».
Предложенные модели периодизации, на наш взгляд, нуждаются в существенной корректировке и дополнении, это не только даст возможность расширить хронологические рамки исследований, углубить их, но и позволит несколько отойти от «национально-дагестанской» истории педагогики и «вписать» ее во всемирный историко-педагогический процесс.
Прежде чем перейти к существу вопроса, мы должны предварить свое исследование тремя существенными замечаниями.
Первое – обучение и воспитание «дагестанских» детей (термин «дагестанские» применяется в нашей работе для обозначения населения как горной, так и предгорной и равнинной частей Дагестана) при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам и, поскольку этот первый этап основан на косвенных данных, он неизбежно носит умозрительный характер.
Второе - как известно, во всех общественных переменах сложившаяся система мировоззрения обнаруживает наибольшую устойчивость и консервативность при любых формационных (цивилизационных) сменах. Не удивительно поэтому, что наступление каждого следующего периода культурного процесса сопровождается продолжительным сосуществованием прежних и новых культурных элементов, в данном случае прежних и новых образовательных систем.
Третье – как и всякая другая, образовательная идеология предполагает определенные рамки и границы дозволенного. Вся история образования свидетельствует о том, что временами «эти рамки ужесточались или смягчались. Они были религиозными (табу), морально-нравственными (закон) (на наш взгляд морально-нравственные ограничительные нормы заслуживают скорее отнесения к обычаю, нежели к закону – С.М.) или рациональными (договор), но совсем обойтись без них не смело ни одно общество». В «варварский» и более поздние периоды истории Дагестана эти «рамки» определялись нормами обычного права той или иной общины, которые в более позднее время стали именовать адатами – адатным правом. В.О. Бобровников справедливо отмечает, что «большинство современных исследователей до сих пор смешивают в своих работах не относящиеся к праву бытовые обычаи и обряды с уголовными и гражданскими нормами адата и даже шариата». Таким образом сам термин «адат» был заимствован дагестанцами из арабского языка («обычай, привычка»), но фактически по своей природе это были доправовые бытовые обычаи и обряды, которые, согласно Ю.И. Семенову, постепенно превратились в право с возникновением государства.
Это интересно:
Многозначные слова в лингвистике
Большинство широко употребительных слов многозначно. Многозначность (или полисемия) — это способность слова иметь одно временно несколько значений (семем) или в ином плане — обнаруживать несколько взаимосвязанных ЛСВ. В качестве примеров многозначности можно привести уже рассмотренные нами слова во ...
Комплекс приемов работы с видеофильмом для развития лексических умений
аудирования и основные рекомендации по его использованию
На основе теоретического анализа зарубежной и отечественной литературы по проблеме использования аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку, и, учитывая то, что их использование на занятиях является эффективным средством развития умений аудирования, мы разработали комплекс приемов ...
Практика по внедрению антропологического подхода к воспитанию личности
Практика по внедрению антропологического подхода изучалась и анализировалась на базе МДОУ №14 г. Снежинск. МДОУ «Детский сад комбинированного вида №14», работающий по образовательной системе М. Монтессори в г. Снежинске включает в себя 5 групп. В группах Монтессори ребенок занимается самостоятельно ...