Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Направления развития междисциплинарной интеграции в образовательном процессе ВУЗа

Педагогика и воспитание » Направления развития междисциплинарной интеграции в образовательном процессе ВУЗа

Страница 2

Н.К. Чапаев определяет междисциплинарную интеграцию как процессы объединения учебных дисциплин относительно познавательных и технологических проблем.

С.В. Черемных и С.И. Золотова применительно к ситуации вуза интеграцию трактуют как обеспечение целостности учебного процесса. Педагогическая интеграция при этом выступает как высшая форма единства целей, принципов, содержания образования и как создание с соответствующим обоснованием укрупненных педагогических единиц на основе глубокой внутренней взаимосвязи учебных дисциплин.

В рамках нашего исследования мы называем междисциплинарной интеграцией (МДИ) – взаимопроникновение содержания разных учебных дисциплин и создание единого образовательного потенциала путем использования инновационных педагогических методов, средств и организационных форм обучения.

В соответствии с этим определением возникает необходимость уточнить понятие «глубина интеграции», которое обозначает объем содержания учебного материала, согласованно изучаемого в разных учебных курсах.

Анализ программно-методических материалов позволяет констатировать, что междисциплинарные подходы воплощаются по-разному:

– на уровне общедидактических принципов;

– на уровне целей и задач обучения;

– на уровне содержательных связей между отдельными дисциплинами;

– на уровне обоснования и применения педагогического инструментария.

Проблема междисциплинарной интеграции в образовании представлена в работах Н.А. Аминова, О.Ю. Афанасьевой, М.Н. Берулавы, Ю.С. Брановского, В.И. Вершинина, Е.Г. Вишняковой, С.Г. Григорьева, В.С. Леднева, О.Д. Лестунова, А.В. Могилева, Н.И. Пака, Ю.А. Первина, Л.С. Подымовой, В.И. Пугача, И.А. Румянцева, В.А. Тихонова, А.Ю. Уварова, С.С. Фомина, А.В. Хорошилова, Л.Д. Чайновой, В.Е. Яценко, и др. Большое внимание уделяется воспитательному и развивающему значению межпредметных связей (Г.И. Беленький, М.Я. Голобородько, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Д. Зверев, В.М. Коротков, В.Н. Максимова, Э.И. Моносзон, А.В. Усова, Б.Д. Эльконин). Обращение к проблеме ученых и практиков совершенно обосновано. Отсутствие, ненаучность или недостаточность глубины междисциплинарной интеграции часто приводят, с одной стороны, к дублированию отдельных вопросов в разных науках в условиях дефицита учебного времени, а с другой – к недостаточному освоению студентами ряда тем в данной дисциплине, знание которых обязательно в следующей.

Рассмотрим возможные направления междисциплинарной интеграции на примере организации образовательного процесса по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» (СКСТ).

Одной из самых простых форм интеграции являются интегрированные учебные занятия – лекции, семинары, практические работы. Методики и технологии их проведения описаны в педагогической литературе.

В нашем случае мы предлагаем проведение интегрированных занятий по дисциплинам «Человек и его потребности» и «Сервисная деятельность» на основании дидактических принципов последовательности и преемственности. Объектами интеграции могут быть темы «Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека», «Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса», «Обеспечение оптимальной структуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов» и др.

Наиболее приемлемым путем формирования интегрального типа познания при существующей предметно-блоковой системе образования могут стать интегрированные курсы. Методы их разработки и построения различны и зависят от целеполагания, степени включенности интегрируемых дисциплин в общее проблемное поле, характера междисциплинарных связей (прямые, опосредованные) и, наконец, от авторской индивидуальности разработчиков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Методические предпосылки изучения несклоняемых существительных
Существительные в курсе русского языка – одна из важнейших тем. В 1 классе происходит знакомство со словами, обозначающими предметы; во 2 классе – рассматривается общее понятие о существительных, род, изменение по числам; в 3 классе – склонение существительных; правописание падежных окончаний; в 4 ...

Игры для развития гибкости
Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц, сухожилий и связок. Гибкость проявляется при выполнении всех технических приемов. Поэтому высокая эластичность мышц, сухожилий и связок способствует хорошему ведению игры. Основными средствами ...

Духовные смыслы подтекстов гоголевской поэмы
В произведениях литературы XIX в. образы рассказчика и автора разделялись. Автор находился в стороне. Повествование полностью принадлежало рассказчику, автор лишь был наблюдателем происходящего. Таковы произведения А.С.Пушкина («Повести Белкина»), М.Ю.Лермонтова («Герой нашего времени»). По какому ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru