Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Н.К. Чапаев определяет междисциплинарную интеграцию как процессы объединения учебных дисциплин относительно познавательных и технологических проблем.
С.В. Черемных и С.И. Золотова применительно к ситуации вуза интеграцию трактуют как обеспечение целостности учебного процесса. Педагогическая интеграция при этом выступает как высшая форма единства целей, принципов, содержания образования и как создание с соответствующим обоснованием укрупненных педагогических единиц на основе глубокой внутренней взаимосвязи учебных дисциплин.
В рамках нашего исследования мы называем междисциплинарной интеграцией (МДИ) – взаимопроникновение содержания разных учебных дисциплин и создание единого образовательного потенциала путем использования инновационных педагогических методов, средств и организационных форм обучения.
В соответствии с этим определением возникает необходимость уточнить понятие «глубина интеграции», которое обозначает объем содержания учебного материала, согласованно изучаемого в разных учебных курсах.
Анализ программно-методических материалов позволяет констатировать, что междисциплинарные подходы воплощаются по-разному:
– на уровне общедидактических принципов;
– на уровне целей и задач обучения;
– на уровне содержательных связей между отдельными дисциплинами;
– на уровне обоснования и применения педагогического инструментария.
Проблема междисциплинарной интеграции в образовании представлена в работах Н.А. Аминова, О.Ю. Афанасьевой, М.Н. Берулавы, Ю.С. Брановского, В.И. Вершинина, Е.Г. Вишняковой, С.Г. Григорьева, В.С. Леднева, О.Д. Лестунова, А.В. Могилева, Н.И. Пака, Ю.А. Первина, Л.С. Подымовой, В.И. Пугача, И.А. Румянцева, В.А. Тихонова, А.Ю. Уварова, С.С. Фомина, А.В. Хорошилова, Л.Д. Чайновой, В.Е. Яценко, и др. Большое внимание уделяется воспитательному и развивающему значению межпредметных связей (Г.И. Беленький, М.Я. Голобородько, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Д. Зверев, В.М. Коротков, В.Н. Максимова, Э.И. Моносзон, А.В. Усова, Б.Д. Эльконин). Обращение к проблеме ученых и практиков совершенно обосновано. Отсутствие, ненаучность или недостаточность глубины междисциплинарной интеграции часто приводят, с одной стороны, к дублированию отдельных вопросов в разных науках в условиях дефицита учебного времени, а с другой – к недостаточному освоению студентами ряда тем в данной дисциплине, знание которых обязательно в следующей.
Рассмотрим возможные направления междисциплинарной интеграции на примере организации образовательного процесса по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» (СКСТ).
Одной из самых простых форм интеграции являются интегрированные учебные занятия – лекции, семинары, практические работы. Методики и технологии их проведения описаны в педагогической литературе.
В нашем случае мы предлагаем проведение интегрированных занятий по дисциплинам «Человек и его потребности» и «Сервисная деятельность» на основании дидактических принципов последовательности и преемственности. Объектами интеграции могут быть темы «Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека», «Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса», «Обеспечение оптимальной структуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов» и др.
Наиболее приемлемым путем формирования интегрального типа познания при существующей предметно-блоковой системе образования могут стать интегрированные курсы. Методы их разработки и построения различны и зависят от целеполагания, степени включенности интегрируемых дисциплин в общее проблемное поле, характера междисциплинарных связей (прямые, опосредованные) и, наконец, от авторской индивидуальности разработчиков.
Это интересно:
Проблема обучения грамматическим навыкам на среднем этапе
Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Грамматика понималась по-разному, она играла и продолжает играть неодинаковую роль не только при обучении родным или иностранным языкам, но и вообще в сис ...
Черная молли или пецилия короткоплавничная
Обитают в водоемах с пресной и солоноватой водой. Длина самца до 8 сантиметров, самки до 12 сантиметров. Тело вытянуто в длину, с высоким хвостовым стеблем, немного уплощено с боков. Селекционеры вывели много цветных форм, в том числе черную, которую назвали черная молли. Мирные рыбы, держатся в ср ...
Содержание, формы и методы интегрированного использования технологических,
эстетических и естественнонаучных знаний
Учебная деятельность школьников при интегрированном обучении протекает в различных организационных формах с использованием различных методов. Для того чтобы пронаблюдать реализацию модели интегрированного обучения, рассмотрим 3 занятия по «Технологии». Данные занятия имеют свою специфику, выражаему ...