Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Направления развития междисциплинарной интеграции в образовательном процессе ВУЗа

Педагогика и воспитание » Направления развития междисциплинарной интеграции в образовательном процессе ВУЗа

Страница 1

Рост научно-технического потенциала общества, расширение теоретической базы, накопление эмпирического материала объективно приводит к дифференциации научного знания, появлению все новых и новых научных дисциплин. В то же время и не менее быстрыми темпами растет потребность в интеграции научного знания. Это приводит к одному из центральных противоречий современного образования – «необходимостью обеспечить высокий уровень интеграции профессиональных знаний слушателей на фоне все более ускоряющейся дифференциации учебных дисциплин».

Междисциплинарные связи разрешают существующее в предметной системе обучения противоречие между разрозненным усвоением знаний и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практике, трудовой деятельности и жизни человека. С позиций современных требований к содержанию образования будущий специалист должен обладать умениями и профессиональной мобильностью, оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности.

Идея комплексного обучения, которое можно назвать предтечей междисциплинарной интеграции, получила развитие еще в прошлом веке. Комплексная система обучения (от лат. – связь, объединение, сочетание) – объединение учебного материала вокруг определенного стержня. В начале ХХ века комплексные методики считались перспективными и результативными в образовании Германии, Австрии, Бельгии, Швейцарии и др. Применяя комплексную систему обучения, советские педагоги двадцатых годов прошлого века считали, что она представляет собой наилучшую форму организации изучаемого материала, позволяющую установить диалектическую связь между отдельными отраслями знаний. Но к середине тридцатых годов теоретики образования стали обращать внимание на недостатки системы. «У нас, – писала Н.К. Крупская, – комплексность выливалась в довольно нелепую вещь. Задумана она была как мост между знаниями, а стали связывать что попало и с чем попало». Сформировалось мнение, что комплексная система обучения не создает условий для прочного и глубокого изучения фундаментальных наук. Дело доходило и до абсурда, когда отрицалась даже необходимость структурирования учебного материала, а такие учебные дисциплины, как русский язык и математика попытались удалить из учебного плана как «некомплексные».

Основная ошибка сторонников комплексной системы образования в прошлом состояла в том, что они за основу общей систематизации содержания и процесса образования попытались взять признаки, являющиеся вторичными и по отношению к тем, которые отражены в общей предметной систематизации научного знания, и по отношению к структуре личности, к структуре деятельности.

Подлинная комплексность учитывает:

предметную структуру научного знания,

структуру деятельности,

структуру личности,

логику формирования личности.

В современной дидактике необходимость взаимопроникновения содержания учебных дисциплин не вызывает сомнений. Методологической основой междисциплинарной интеграции является интегративный подход в профессиональном образовании, сущность которого обоснована в трудах академика РАО А.П. Беляевой. Но междисциплинарная интеграция настолько многогранное явление, что до сих пор среди представителей педагогической науки не выработано единство во взглядах, касающихся семантики понятий «межпредметность»; «междисциплинарность». Нет единой, целостной методики, воплощающей идеи междисциплинарности в учебном процессе.

Междисциплинарная интеграция, по мнению Е.Б. Шоштаевой, – это процесс согласования содружества учебных дисциплин с точки зрения отражения ими единых, непрерывных и целостных явлений профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Габаритные показатели детей 7 - 15 лет, не занимающихся спортом
В качестве основных показателей для исследования оценки физического развития детей 7 - 15 лет, не занимающихся спортом, были взяты длина тела, масса тела и обхват грудной клетки. Эти показатели являются наиболее видимыми в процессе развития и легко подвергаются измерениям и анализ. В ходе решения п ...

Результативность опыта
С целью оценки эффективности разработанной программы сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в нескольких детских садах был проведен сравнительный педагогический эксперимент, в котором принимали участие дети в возрасте 5-7 лет. Экспериментальная группа занималась по разработанной программ ...

Понятие «функциональная зависимость» в психолого-педагогической литературе
Начиная с XVII в. одним из важнейших понятий является понятие функции. Оно сыграло и поныне играет большую роль в познании реального мира. Идея функциональной зависимости восходит к древности, она содержится уже в первых математически выраженных соотношениях между величинами, в первых правилах дейс ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru