Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Слово «экскурсия» в словарях трактуется очень просто: «Это прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью». Мы рассмотрим образовательные экскурсии, на которых преследуются прежде всего познавательные цели.
Здоровая любознательность — основа учебной деятельности. Как утверждают психологи, отправным пунктом для учебной деятельности служат интересы и жизненный опыт учащихся, поэтому все то, что изучается или рассматривается, полезно связать с реальным миром, находящимся за стенами классной комнаты.
К. Роджерс считает, что главной проблемой в сфере образования является разработка методов, способных поддержать у всех школьников без исключения здоровую любознательность и жажду учения, которая могла бы заменить любые «кнуты и пряники» искусственной мотивации.
Наша экспериментальная работа показывает, что экскурсия как форма урока может поддерживать «здоровую любознательность и жажду учения» у всех школьников, так как на ней создаются условия, необходимые для осуществления учения в опыте. А «личный опыт каждого человека является для него самоценным и заслуживающим доверия, поскольку он служит, в конечном счете, единственным критерием оценки жизненных событий. Учение, в ходе которого человек взаимодействует с реальными людьми, и сам учится быть реальным, адекватным, приносит огромное удовлетворение».
Известно, что младшие школьники проявляют особый интерес ко всему, что связано с окружающим миром. Таким образом, экскурсия, особенно на природу, как вид деятельности соответствует их мотивационной сфере. Мотивирует детей, кроме этого, и доступность, привычность видов действий на уроках-экскурсиях. Адаптационный период первоклассников может проводиться в максимально привычной для них обстановке — во дворе, на улице, на природе, что позволяет организовать обучение в начальной школе менее болезненно.
Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил, введенных приказом Минздрава РФ от 6 августа 1999 г., в первых классах в сентябре—октябре проводятся в учебный день только по три урока по 35 мин. Соответственно, Минобразования РФ разработало «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период». В этом документе в частности сказано: « .в сентябре—октябре проводятся ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми».
Таким образом, в течение восьми недель (40 ч) учитель может планировать на последнем часе уроки физической культуры, игр, театрализации, экскурсии. На уроки физкультуры рекомендуется отводить 16 ч, на другие нетрадиционные уроки — 24 ч. Эти часы можно распределить между разными предметами, в том числе провести 6—7 уроков игр и экскурсий по математике. Помимо общих рекомендаций представлена также специфика организации уроков по отдельным темам, в частности по математике.
Начальный период адаптации к школе совпадает с подготовкой к восприятию понятий «число», «величина», «действия с числами» и др. Это так называемый дочисловой период. Дети целенаправленно учатся проводить наблюдения за предметами и группами предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер). Здесь дети получают количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта, формированием коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется обогащению математического словаря детей, их общелогическому развитию.
Известно, что большинство детей страдают различными заболеваниями. По данным Минздрава РФ, только 5% выпускников школ полностью здоровы, 80% школьников имеют хронические болезни. Состояние их здоровья, по данным Института возрастной физиологии и Центра начального образования РАО, неудовлетворительное: 80—90% детей, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья; 18—20% характеризуются пограничными нарушениями психического здоровья, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем.
Это интересно:
Проектирование социобразовательной среды как фактор целостного развития
личности
Проектирование исследователем социобразовательной среды разделяется на два блока: процесс разработки и процесс освоения педагогической технологии. Остановимся на некоторых вопросах предметной логики проектирования социобразовательной среды. Первый этап— теоретическое обоснование. Он состоит из нес ...
Методические рекомендации по проведению лекционных занятий
Среди разнообразных методов и средств совершенствования процесса обучения в высшей школе, интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности важное место отводится использованию технических средств обучения (ТСО). В настоящее время рекомендуется внедрение различных технических средств об ...
Значение дидактического наследия Сухомлинского для современной теории и
практики обучения
Отличительной особенностью педагогической системы В. А. Сухомлинского явилось создание самоуправляемых воспитательных коллективов, жизнь которых открывала широкие возможности для самореализации и саморазвития личности, проявления ее способностей и дарований. Его воспитательная система строилась на ...