Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Содержательная и операционная сторона коммуникативного чтения

Педагогика и воспитание » Обучение коммуникативному чтению на уроках английского языка » Содержательная и операционная сторона коммуникативного чтения

Для нормального протекания процесса чтения на иностранном языке читающий должен хранить в памяти образы морфем и синтаксических схем и их общее значение, абстрагированное от конкретного лексического наполнения, т.е. владеть соответствующими грамматическими (морфологическими и синтаксическими) навыками чтения, которые обеспечивают автоматизированность процесса узнавания и понимания грамматической информации текста. Кроме того, в памяти читающего должны храниться образы воспринимаемых слов, чтобы узнавать и понимать лексические единицы в различных контекстуальных условиях.

В связи с этим содержательная и операционная стороны коммуникативного чтения характеризуются определенными действиями и навыковыми приемами по извлечению языковой информации из текста. К ним могут быть отнесены следующие действия и приемы.

Действия, направленные на узнавание и понимания значений изученных лексических и грамматических явлений в разных контекстуальных условиях, включающие:

а) операций сравнения и дифференциаций графически сходных слов: например, слово look употребляется и как существительное, и как глагол. Как существительное слово look имеет значение «внешний вид», а как глагол – «смотреть»;

б) операций по дифференциации семантически близких слов и грамматических форм на основе установления связи с контекстом: например, слово point может употребляться и как существительное, и как глагол и является многозначным словом. В тексте, который будет предложении учащимся, это слово употребляется в значений «смотреть на что-либо»;

в) операции анализа-синтеза компонентов устойчивых сочетаний и соотнесение их значений с контекстом читаемого: например, таких выражений, как to be in charge of smth, down in the woods, to point someone’s beak at smth. Они имеют в тексте следующие значения: «I’m in charge of all these» – «Я охраняю всё это»;» Down in the woods» – «Где-то в лесу»;» He pointed his beak at the pile of blackberries» – «Он посмотрел на кучку ягод(черники)»;

г) операции анализа-синтеза лексико-семантических и лексико-грамматических признаков, составляющих сложноподчиненное предложение: например, предложение «Then they heard the noise of someone approaching through the woods» может быть представлено в виде двух простых: 1. Then they heard the noise. 2. Someone was coming to them.

Действия, направленные на семантизацию неизученных слов. Они включают в себя:

а) операции анализа-синтеза семантики аффикса и основы производного слова и установления связи значения производного слова с контекстом: например, учащимся известны слова field, berry. Следовательно, учащиеся смогут догадаться о значений слов cornfield и blackberry на основе словообразовательного анализа;

б) операции отнесению незнакомого слова к определенной грамматической и понятийной категорий на основе установления его связи с контекстом: например, неизвестные учащимся глаголы waddled, pointed, hopped употребляются в тексте в прошедшем времени (Past Simple), т.е. обозначают действия, совершенные в прошлом.

Реальный процесс чтения, как известно, предполагает направленность внимания читающего не только на формальную, но и на содержательную и смысловую информацию текста; поэтому в содержание коммуникативного чтения входят, кроме названных выше действий и операций, следующие действия, направленные на понимание композиционно-смысловой структуры художественного текста. Эти действия характеризуются:

а) операциями по выделению границ сложного синтаксического целого: например, в тексте имеются выражения: «to be in charge of smth», «to look after»,» someone approaching through the woods»;

б) операциями по выделению «смысловых опорных пунктов» в коммуникативно-значимых отрезках и установлению связи между ними: например, предлагаемый для чтения текст можно разделить на четыре части, причем каждая часть будет представлять собой логически завершенный отрывок повествования;

в) операциями по выявлении «стержневого предложения» в абзаце на основе установления тематической и семантико-структурной зависимости его от остальных компонентов, составляющих абзац, например, предложение «A country mouse ran out of the cornfield at the edge of the woods», «A flat-footed duck waddled up from the river»;» A bouncy baby rabbit came out of the woods» являются «стержневыми» в абзаце;

г) операциями по установлению логических отношений между составляющими смысловой отрезок текста на основе выявления как логико-семантических, так и синтаксических средств связи: например, в качестве связующего элемента между частями анализируемого текста выступает союз then;

д) операциями, направленными на обнаружение того или иного тезиса, который выражает идейный замысел автора, и соотнесение его со смысловыми отрезками, раскрывающими данную идею: например, последняя фраза главного героя рассказа «Just one!» выражает идейный замысел автора о том, что из огромного количества ягод осталась только одна.

Осуществление целостной деятельности, в качестве которой выступает коммуникативное чтение, возможно лишь при условии, во-первых, автоматизированного овладения учащимися вышеуказанными действиями и операциями, характерными для чтения как вида речевой деятельности, во-вторых, при условии осуществления управляемой его организации на основе системы заданий, указывающих на способ выполнения действий и операций, тем самым содействующих овладению рассматриваемым видом речевой деятельности.

Это интересно:

Функция средств социализации
Бесконечно многообразные и сложно взаимодействующие средства социализации выполняют различные функции. Во-первых, средства социализации обеспечивают информационно-образовательные функции: распространение и усвоение определенной социальной информации. Этим специально заняты институты коммуникации и ...

Физиологическое и психологическое воздействие средств массовой информации на процесс развития ребенка
На сегодняшний день все большее число родителей беспокоит влияние средств массовой информации на развитие их детей. Кабельное телевидение, игровые приставки, компьютерные игры, интернет, сотовые телефоны современные дети считают чем-то само собой разумеющимся, хотя это все было совершенно чуждым ма ...

Основы воспитания подрастающего поколения с помощью средств массовой информации в истории педагогической мысли
Сегодня проблемы информации занимают умы людей самых различных профессий. Об информации говорят и те, кто ее создает, и те, кто ее потребляет, и те, кто ее исследует. Мир информации сравнивают с огромным безбрежным морем, у которого в отличие от известных нам морей берега не остаются в своих предел ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru