Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование детского коллектива

Педагогика и воспитание » Формирование детского коллектива

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безнравственности. Проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова:

во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению;

во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем;

и третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе - это, прежде всего, формирование нравственной личности.

Проблема нравственности напрямую связана с формированием и развитием коллектива. Коллектив во многом определяет отношение человека к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Коллектив является основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности.

Нравственное сознание человека в коллективе разностороннее, переживания острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственнее. В то же самое время сила и красота коллектива зависят от волевых и нравственных качеств, индивидуальной яркости и одаренности его членов. По мнению Тулина О.О. в коллективе «личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом».

Значительная часть времени школьника, его учебной, трудовой и творческой деятельности, его общения и отношений складываются и протекают в условиях классного коллектива, поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив.

В коллективе младших школьников с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка детей к активному участию в общественной жизни, к защите Родины. Для большинства ребят классный коллектив – это один и тот же класс на протяжении всех лет пребывания в школе. Классный руководитель тоже, как правило, в течение ряда лет работает с одним коллективом учащихся, поэтому, естественно, что среди множества организационно-педагогических проблем, которые приходится решать в современной школе, проблема организации классного коллектива занимает одно из ведущих мест. Создание сплоченного коллектива класса, его развитие и совершенствование являются одним из важнейших задач деятельности классного руководителя на протяжении всех лет его работы с данным составом учащихся. Но создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача лишь начального этапа работы классного руководителя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречий, постоянного возрастания роли коллектива в формировании личности каждого школьника. В постоянном развитии, изменении надо видеть и личность каждого воспитанника, и коллектив класса, чтобы направить это развитие и руководить им. Умелая, педагогически целесообразная организация классного коллектива является одним из чрезвычайно важных и действенных средств такого руководства. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина, и другие исследовали школьный коллектив как объект и субъект воспитания и его роль в формировании личности.

Наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является начальная школа. Младший школьник впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебной деятельности, первым учителем, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус, как на основе своих достижений в учебной деятельности, так и на основе личностных качеств. Будучи внушаемым и зависимым ещё от взрослого, младший школьник в большей степени поддаётся воспитательному влиянию, формированию таких качеств, как: доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

Из всего многообразия задач, решаемых классным руководителем, можно вычленить наиболее долговременные, являющиеся стержневым в деле организации и сплочения коллектива класса и осуществляющиеся в тесном единстве:

во-первых, воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников, без чего немыслима вообще никакая успешная учебная и воспитательная работа;

во-вторых, организация многообразной учебной и общественно полезной, творческой деятельности учащихся, направленной на всестороннее развитие каждой формирующейся личности;

в-третьих, формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие их самостоятельности и инициативы, индивидуальных склонностей и интересов. Эти задачи, имеют первостепенную важность и составляют основу работы учителя начальной школы с детским коллективом и личностью отдельного ученика.

При рассмотрении данной темы существуют определенные сложности, которые возникают из-за принципиальных различий мнений педагогов относительно понятия и структуры ученического коллектива. Эта тема актуальна всегда, в современном обществе, с его требованиями к жизни, просто необходимы коллективистические качества, которые формируются именно в начальной школе.

Исходя из вышеизложенного, нами были определены:

объект исследования: процесс формирования коллектива младших школьников;

предмет исследования: формы и методы формирования коллектива;

цель исследования: выявить эффективные формы и методы формирования коллектива младших школьников.

Задачи:

Изучить теоретические аспекты процесса формирования коллектива младших школьников.

Дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников и определить их возможности для формирования детского коллектива.

Выявить формы и методы формирования коллектива, используемые учителем начальной школы под влиянием проведённой нами работы.

Апробировать в работе с младшими школьниками различные формы и методы формирования детского коллектива.

Выявить изменения, произошедшие в формировании коллектива младших школьников.

Разработать рекомендации учителю - классному руководителю начальной школы по формированию сплочению детского коллектива.

Гипотеза: мы считаем, что формы и методы формирования коллектива будут более эффективными при создании следующих условий:

разнообразие форм и методов;

сочетание методов формирования представления о коллективе с методами формирования навыков коллективизма;

взаимодействие учителя с семьёй по использованию разнообразных форм и методов формирования коллектива младших школьников.

Методы исследования:

наблюдение,

беседы,

анализ документации,

анкетирование,

анализ продуктов деятельности.

Это интересно:

Учет психолого-педагогических особенностей младших школьников
Учет индивидуальных психолого-педагогических особенностей младших школьников это ведущая характеристика формирования результатов учебной деятельности. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности младшего школьника становится учеб ...

Проверка эффективности разработанных методических средств
Для проверки эффективности разработанных методических средств мы снова исследуем уровень логического мышления младших школьников на уроках математики при изучении конкретного смысла действия сложения и вычитания, с помощью ранее представленных нами методик: Определение понятий, выяснение причин, вы ...

Воспитание ребенка младшего школьного возраста в семье
Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: “Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных условиях воспитания детей в семьях. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит корыстолюбие и прочие свойства, разоблачаю ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru