Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Функции и правила педагогического общения

Страница 2

Взаимоотношение и взаимодействие. Взаимоотношения могут носить как официальный (подчинение, управление и пр.), так и неофициальный характер (дружба, любовь, вражда и т.д.). По сравнению со взаимодействием формирование взаимоотношений носит менее управляемый характер, хотя сложившиеся взаимоотношения могут способствовать или затруднять процесс совместной деятельности.

Так, учителя, придерживающиеся в поведении либерального стиля, обычно ориентированы на установление доброжелательных отношений с учениками. В этом случае процесс учебной деятельности устраивает обе стороны, но учебные результаты часто оказываются неудовлетворительными (неважные оценки за контрольные работы, сбои на вступительных экзаменах, вынужденное обращение за помощью к репетиторам и т.д.). Таким педагогам бывает нелегко при столкновении с дисциплинарными проблемами, и многие из них предпочтут отказаться от их решения, желая избежать необходимого давления на себя или других.

Влияние и взаимодействие. В педагогике и психологии влияние означает изменение поведения одного человека под воздействием другого. Влияние может быть направленным (убеждение, внушение) и ненаправленным (подражание, заражение). В то время как педагогическое взаимодействие всегда отличается определенной регламентированностью, продиктованной самой структурой образовательного процесса: кто, когда, с какой целью, на основании какого содержания и т.д. вступает во взаимодействие.

Можно выделить случаи, когда процесс педагогического взаимодействия предшествует психологическому влиянию: ценностные ориентации учителя в какой-то период начинают влиять на ценности и мировосприятие школьников, но случается и наоборот.

В школьной практике на поведение ученика оказывают влияние многие факторы: учителя, сверстники, мнение родителей, принятый стиль отношений в школе, в классе, социальный заказ общества, стандарт образования и пр. Однако только с некоторыми из них учащийся вступает в непосредственное взаимодействие, и только часть из них приводит школьника к реальному успешному результату.

Воздействие и взаимодействие. Воздействие — это целенаправленный перенос информации и опыта от одного человека к другому, частный случай направленного влияния, связанный с убеждением, внушением (в отдельных случаях даже с гипнотическим внушением). Принципиальная разница между воздействием и взаимодействием заключается в том, что воздействие однонаправленно, в то время как взаимодействию обязательно присуща прямая и обратная связь: взаимодействие определяется реакциями участников деятельности, которые корректируют эффективность получения конечного результата (схема 1).

Воздействие Взаимодействие

Ученик

Учитель ученик Учитель ученик

Ученик Учитель ученик

Учитель ученик

Схема № 1

Итак, в процессе воздействия учащийся может ощутить себя только объектом учебного процесса, в то время как при организации конструктивных педагогических взаимодействий и учитель и ученик являются субъектами, сотрудниками процесса познания мира.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Классификация занимательного материала по русскому языку
Таким образом, проанализировав литературу, мы составили классификацию занимательного материала и пришли к выводу о том, что он достаточно разнообразен. Его использование на уроках русского языка очень важно. При этом можно применять с каждым разом все новые и новые задания тем самым обогащать речь ...

Художественная литература как метод воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста
При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в пр ...

Порядок проведения аттестации. Система организации квалификационного экзамена
Присвоение квалификационных категорий – второй, первой, высшей осуществляется последовательно. К аттестации допускаются педагоги, имеющие образование в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками, стаж работы на должности 2 года, а для первой и высшей категории – стаж работы в получен ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru