Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Можно также поставить под сомнение тезис о том, что "авторитарная позиция педагога всегда приводит к конфликтной ситуации". По нашему мнению, во многом выбор стиля взаимодействия учителя с учениками определяется окружающими условиями жизнедеятельности. Стиль взаимодействий учителя и ученика зависит от личностных особенностей педагога, от характера взаимоотношений, принятых в данной группе, от окружающих условий в целом, от возникшей конкретной ситуации и т.п.
Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык понятия "гуманный подход", "личностно-ориентированное обучение", "субъект-субъектные отношения", "педагогика сотрудничества" и т.д. Известно: личность воспитанника творит себя. В механизмах гуманистического подхода она выступает действенной силой, следовательно, педагогическая задача сводится к стимулированию ее конструктивной, созидающей активности. Тогда воспитанник не просто объект воспитания, и воспитание не "целенаправленное воздействие" активной стороны на пассивную.
Гуманистическое воспитание — всегда партнерство воспитателей и воспитанников, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон.
К основным принципам современного подхода гуманистического ("очеловеченного") образовательного процесса относятся:
а) ценностное отношение к личности ребенка и подростка: признание за ним права на собственную позицию, на возможность высказать это мнение без последующих дисциплинарных наказаний (при этом важно учитывать, что ценностное отношение означает и обратный процесс: от ребенка к педагогу, и это — показатель уровня профессионального мастерства учителя);
б) субъект-субъектное межличностное взаимодействие педагога и воспитанника в образовательном процессе, т.е. предполагающее активное, инициирующее участие обеих сторон в познании и воспитании вместо традиционного однонаправленного педагогического воздействия;
в) признание за ребенком прав:
на творческий поиск тех областей жизнедеятельности, в которых могут наиболее полно реализоваться способности и потенциальные возможности ребенка;
на ошибку, без которой невозможно стать творческой личностью, иначе весь процесс познания станет обычной репродуктивной деятельностью;
г) признание за собой и за ребенком обязанностей: «Что бы я не делал, количество добра в мире должно увеличиваться».
Таким образом, характер общения будет определяться системой координат, или сферой функционирования субъектов совместных действий. От этого зависит специфика связи участников взаимодействия: например, воспитательное взаимодействие менее детерминировано, чем дидактическое, поэтому в этой сфере возможны иные отношения воспитанника, нежели те, которые формируются в учебной деятельности. Однако процессы учебной интеграции направлены на сближение сфер учебной и воспитательной деятельности, на сглаживание различий между ними. Поэтому нужна серьезная перестройка механизмов педагогических взаимодействий, целью которых должно стать создание условий для полноценного развития всех субъектов, включенных в образовательный процесс.
При этом необходимо по-новому переосмыслить роль учащегося в обучении, принять его как субъект, то есть инициативного, ответственного соучастника образовательного процесса. Следовательно, нуждаются в пересмотре права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия - не только ученика, но и педагога, поскольку новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, соответствующих современному уровню обучения, постоянного самообразования.
Это интересно:
Воспитательный потенциал семьи и факторы эффективности семейного воспитания
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально – исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребе ...
Правила, определяющие последовательность проблемных ситуаций
Правило первое. Чтобы обеспечить проблемное усвоение более или менее сложной системы знаний и действий, необходимо создать последовательную систему проблемных ситуаций. При этом в каждой проблемной ситуации в качестве неизвестного выступает одно усваиваемое отношение, принцип действия или существен ...
Анализ и описание достигнутых результатов
Для закрепления грамматического материала данные схемы очень помогали учащимся, а необычные символы способствовали лучшему его усвоению. Так, по началу учащиеся пользовались схемами-опорами и символами для выполнения упражнений, а после 2 уроков необходимость в этом отпала. Это было выяснено путем ...