Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Функции и правила педагогического общения

Страница 1

В психолого-педагогической литературе последних лет прослеживается явный интерес к исследованию взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе. Особую актуальность эта проблема приобретает для педагогики, поскольку практически все основные проблемы (активизация познания, развитие творческой индивидуальности) связаны в первую очередь с умением педагога наладить конструктивное сотрудничество с учеником в образовательном процессе.

Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Еще древние философы утверждали: вещь познается только в момент ее связи с другими вещами. То же касается и человеческих отношений: мы не можем сказать о человеке, каков он — добрый, злой, целеустремленный, безалаберный, терпеливый или нет — до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Другими словами, именно процесс общения, взаимных действий становится индикатором успешной социализации личности.

Сфера педагогики взаимодействий практически безгранична, поскольку вбирает в себя все то, что касается процессов образования, обучения, воспитания, формирования коллектива (класса, школы), управления процессом образования и т.д. Однако анализ психолого-педагогической литературы последних лет показывает, что приоритет в данном направлении занимает область человеческих взаимоотношений, а не взаимодействий. Нет нужды подчеркивать самую тесную связь этих понятий и явлений. Но все же необходимо, чтобы и взаимодействие (гуманитарное, педагогическое) изучалось как самостоятельная и самоценная область исследований.

Каждое явление можно рассматривать как часть и целое, как единое и многообразное, как исходную точку процесса и определенный результат . Так, например, школа как государственное учреждение является и частью образовательной системы и одновременно представляет собой самостоятельную, в определенном смысле замкнутую единицу. Школа может рассматриваться как единое целое (в сравнении с другими школами района, области), а может быть подвергнута анализу по своим составляющим: учебные звенья (начальное, среднее, старшее), направления образовательной деятельности (основное, дополнительное; учебная, воспитательная), коллективы (ученические, учительские, родительские) и т.д.

Поэтому в широком, методологическом смысле взаимодействие — это нечто большее, чем традиционно трактуемая совместная деятельность людей. Взаимодействие в философском понимании — это форма существования и движения материи. Движение — это не только механическое перемещение вещи в пространстве, но любые взаимодействия, а также изменения, "превращения" в состоянии объектов, вызванные взаимодействиями. Такие превращения происходят вокруг нас постоянно: химические реакции; солнечная активность; фотосинтез; рождение ребенка; развитие экономики; создание произведений искусства и т.д.

Взаимодействие рано или поздно приводит к определенным изменениям в объекте.

Существует некоторая небрежность в использовании таких понятий, как взаимосвязь, взаимоотношения, влияние, воздействие. Все это близкие друг другу ассоциативные понятия, однако не стоит использовать их как синонимы. Специфику каждого из них можно определить, сравнивая с категорией взаимодействия.

Взаимосвязь и взаимодействие. По отношению к взаимосвязи психолого-педагогическое взаимодействие всегда детерминировано определенной целью — передачей знаний и общественного опыта. Нетрудно оказаться связанным с каким-либо явлением, однако, чтобы вступить с ним во взаимодействие, необходимо как минимум иметь цель, осознавать взаимообусловленность совместной деятельности, планировать достижение предполагаемого результата и т.д. Если в учебном кабинете случайно собрались учащиеся из разных классов, то, вольно или невольно, они оказались взаимосвязаны. Но это вовсе не означает, что они вступили в процесс педагогического (учебного или воспитательного) взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Реализация эффективных приемов обучения грамматике на среднем этапе
Любой навык формируется упражнениями. Типы грамматических упражнений определяются целевой установкой. Продуктивные упражнения тренируют определенные действия по выбору модели предложения или по его структурированию в связи с замыслом отправителя речи. Рецептивные упражнения направлены на узнавание ...

Роль информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе
Развитие средств информационной культуры все более широкое их внедрение в различные сферы образования создают основу для широкого внедрения компьютерных комплексов автоматизации управления учебными заведениями системы общего среднего образования. В настоящее время известно несколько программных сис ...

Программа повышения квалификации "Университет и общество: социальные функции и ответственность" в УрФУ
Фонд «Новая Евразия» в сотрудничестве с Центром повышения квалификации в области международного сотрудничества Уральского Федерального университета имени Первого Президента России Б.Н.Ельцина, Посольством Италии в Москве и Болонским университетом реализуют Программу повышения квалификации для сотру ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru