Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В психолого-педагогической литературе последних лет прослеживается явный интерес к исследованию взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе. Особую актуальность эта проблема приобретает для педагогики, поскольку практически все основные проблемы (активизация познания, развитие творческой индивидуальности) связаны в первую очередь с умением педагога наладить конструктивное сотрудничество с учеником в образовательном процессе.
Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Еще древние философы утверждали: вещь познается только в момент ее связи с другими вещами. То же касается и человеческих отношений: мы не можем сказать о человеке, каков он — добрый, злой, целеустремленный, безалаберный, терпеливый или нет — до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Другими словами, именно процесс общения, взаимных действий становится индикатором успешной социализации личности.
Сфера педагогики взаимодействий практически безгранична, поскольку вбирает в себя все то, что касается процессов образования, обучения, воспитания, формирования коллектива (класса, школы), управления процессом образования и т.д. Однако анализ психолого-педагогической литературы последних лет показывает, что приоритет в данном направлении занимает область человеческих взаимоотношений, а не взаимодействий. Нет нужды подчеркивать самую тесную связь этих понятий и явлений. Но все же необходимо, чтобы и взаимодействие (гуманитарное, педагогическое) изучалось как самостоятельная и самоценная область исследований.
Каждое явление можно рассматривать как часть и целое, как единое и многообразное, как исходную точку процесса и определенный результат . Так, например, школа как государственное учреждение является и частью образовательной системы и одновременно представляет собой самостоятельную, в определенном смысле замкнутую единицу. Школа может рассматриваться как единое целое (в сравнении с другими школами района, области), а может быть подвергнута анализу по своим составляющим: учебные звенья (начальное, среднее, старшее), направления образовательной деятельности (основное, дополнительное; учебная, воспитательная), коллективы (ученические, учительские, родительские) и т.д.
Поэтому в широком, методологическом смысле взаимодействие — это нечто большее, чем традиционно трактуемая совместная деятельность людей. Взаимодействие в философском понимании — это форма существования и движения материи. Движение — это не только механическое перемещение вещи в пространстве, но любые взаимодействия, а также изменения, "превращения" в состоянии объектов, вызванные взаимодействиями. Такие превращения происходят вокруг нас постоянно: химические реакции; солнечная активность; фотосинтез; рождение ребенка; развитие экономики; создание произведений искусства и т.д.
Взаимодействие рано или поздно приводит к определенным изменениям в объекте.
Существует некоторая небрежность в использовании таких понятий, как взаимосвязь, взаимоотношения, влияние, воздействие. Все это близкие друг другу ассоциативные понятия, однако не стоит использовать их как синонимы. Специфику каждого из них можно определить, сравнивая с категорией взаимодействия.
Взаимосвязь и взаимодействие. По отношению к взаимосвязи психолого-педагогическое взаимодействие всегда детерминировано определенной целью — передачей знаний и общественного опыта. Нетрудно оказаться связанным с каким-либо явлением, однако, чтобы вступить с ним во взаимодействие, необходимо как минимум иметь цель, осознавать взаимообусловленность совместной деятельности, планировать достижение предполагаемого результата и т.д. Если в учебном кабинете случайно собрались учащиеся из разных классов, то, вольно или невольно, они оказались взаимосвязаны. Но это вовсе не означает, что они вступили в процесс педагогического (учебного или воспитательного) взаимодействия.
Это интересно:
Особенности развития умственно отсталого ребёнка
В настоящее время активно развивается теория и практика коррекционной педагогики и специальной психологии. Перед медико-психолого-педагогическими службами стоит задача углубленного изучения особенностей психического развития каждого ребенка для определения адекватных индивидуализированных мероприят ...
Педагогические технологии
Педагогическая технология (от греч.: techne - искусство, мастерство, умение; logos - слово, учение) - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогически ...
Методика проведения уроков работы с природным материалом глиной
Перспективно-тематический план раздела «Работа с глиной» в 2 классе Тема и краткое содержание урока Образовательная цель урока Развивающая цель урока Воспитательная цель урока Тип урока Методы обучения Инструменты и приспособления Свойства глины и способы ручной лепки. Беседа. Мультимедийная презен ...