Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Давая характеристику взаимодействий в образовательном пространстве, не избежать вопроса о психологической трактовке данного понятия. Здесь уместно вспомнить о том, что любая теория в психологии так или иначе обязательно касается именно взаимоотношений и взаимодействий людей друг с другом. Вспомним трансактный анализ Э. Берне: Родитель, Ребенок и Взрослый одного человека вступает в контакт с Родителем, Ребенком и Взрослым другого человека; на пересечении этих связей возникает или конфликт, или взаимопонимание. Или обратимся к терминологии социодраматического направления психологии: "драма", "актер", "маска", "сцена", "действие", "сценарий" и т.д. Эти понятия становятся актуальными только при анализе действий индивида и ответных реакций окружающих людей.
Проблемы действенного контакта, конструктивного взаимодействия стали сильно волновать в последнее время не только персональных психологов, но и управленцев, бизнесменов и т.д. Все чаще звучат словосочетания: "работать единой командой", "успех всех", "поддерживать корпоративность" и пр. Нужно помочь человеку стать счастливым, а для этого научить взаимодействовать с окружающими в личностной и профессиональной сферах, чтобы "утром хотелось идти на работу, а вечером — домой".
Человек (особенно это касается формирующейся личности) должен научиться конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Совершенствование этого процесса происходит в течение всей жизни. Но особенно важен этап школьного обучения, когда ребенок вступает в особые отношения со взрослыми и сверстниками. Для ученика школа становится сферой его "профессиональной" деятельности: образования, учения. И здесь взаимодействие становится определяющим механизмом. В последнее время заметно изменились подходы в определениях сущности процессов воспитания, обучения. Если раньше ученые пользовались термином "воздействие", то сегодня большинство трактует связь педагога и воспитанника через "взаимодействие":
«Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальное взаимодействие различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и коллективов) и условно социальных институтов воспитания».
«Объект дидактической теории образования в настоящий момент определился как специально организованное взаимодействие личности с культурой, протекающее в рамках системы образования, а предмет — как система мер, организующих и упорядочивающих это взаимодействие».
«Воспитание есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых— воспитательных— задач, а итогом— изменение психологических характеристик личности».
Итак, именно взаимодействие (как основа педагогического контакта) широко используется учеными в определении ведущих педагогических понятий. Это продиктовано различными причинами, в том числе и вхождением в психолого-педагогическую практику нового, гуманистического подхода в воспитании и обучении, во многом изменившего взгляды на положение ребенка в системе образования.
Само направление гуманистической педагогики и гуманистического воспитания возникло под влиянием идей, разрабатываемых А. Маслоу и К. Роджерсом. В настоящее время в научно-популярной литературе достаточно широко освещаются основные положения принципов гуманистической педагогики, условий, необходимых для ее осуществления, методов и приемов, способствующих личностной переориентации педагогов, и т.д.
Это интересно:
Влияние оценочной деятельности на формирование
учебно-познавательной мотивации
Возможность целенаправленного формирования и развития мотивов человека остаётся мало изученным вопросом в отечественной и зарубежной психологии. Важность этой проблемы обусловлена взаимосвязью вопроса о развитии мотивов и потребностей с вопросом о развитии личности в целом. Тип личности, мотив и мо ...
Методические средства и приемы преподавания психологии,
приемлемые для младшего школьного возраста
В практической работе педагога-психолога с учащимися младшего школьного возраста чрезвычайно важно учитывать, что критерии самооценок в этот период еще очень не самостоятельны: школьники остро хотят знать, что о них думают окружающие – и сверстники, и взрослые. Как правило, прослеживается следующая ...
Высказывания. Логические операции
Цель: сформировать у учеников понятие о математической логике, логике высказываний. Задачи: – сформировать у учеников понятие о высказываниях, логике высказываний. – развить практические навыки решения задач по данному материалу. – формирование у детей научного мировоззрения. План урока: 1. Орг. ча ...