Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Функции и правила педагогического общения

Страница 3

Давая характеристику взаимодействий в образовательном пространстве, не избежать вопроса о психологической трактовке данного понятия. Здесь уместно вспомнить о том, что любая теория в психологии так или иначе обязательно касается именно взаимоотношений и взаимодействий людей друг с другом. Вспомним трансактный анализ Э. Берне: Родитель, Ребенок и Взрослый одного человека вступает в контакт с Родителем, Ребенком и Взрослым другого человека; на пересечении этих связей возникает или конфликт, или взаимопонимание. Или обратимся к терминологии социодраматического направления психологии: "драма", "актер", "маска", "сцена", "действие", "сценарий" и т.д. Эти понятия становятся актуальными только при анализе действий индивида и ответных реакций окружающих людей.

Проблемы действенного контакта, конструктивного взаимодействия стали сильно волновать в последнее время не только персональных психологов, но и управленцев, бизнесменов и т.д. Все чаще звучат словосочетания: "работать единой командой", "успех всех", "поддерживать корпоративность" и пр. Нужно помочь человеку стать счастливым, а для этого научить взаимодействовать с окружающими в личностной и профессиональной сферах, чтобы "утром хотелось идти на работу, а вечером — домой".

Человек (особенно это касается формирующейся личности) должен научиться конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Совершенствование этого процесса происходит в течение всей жизни. Но особенно важен этап школьного обучения, когда ребенок вступает в особые отношения со взрослыми и сверстниками. Для ученика школа становится сферой его "профессиональной" деятельности: образования, учения. И здесь взаимодействие становится определяющим механизмом. В последнее время заметно изменились подходы в определениях сущности процессов воспитания, обучения. Если раньше ученые пользовались термином "воздействие", то сегодня большинство трактует связь педагога и воспитанника через "взаимодействие":

«Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальное взаимодействие различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и коллективов) и условно социальных институтов воспитания».

«Объект дидактической теории образования в настоящий момент определился как специально организованное взаимодействие личности с культурой, протекающее в рамках системы образования, а предмет — как система мер, организующих и упорядочивающих это взаимодействие».

«Воспитание есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых— воспитательных— задач, а итогом— изменение психологических характеристик личности».

Итак, именно взаимодействие (как основа педагогического контакта) широко используется учеными в определении ведущих педагогических понятий. Это продиктовано различными причинами, в том числе и вхождением в психолого-педагогическую практику нового, гуманистического подхода в воспитании и обучении, во многом изменившего взгляды на положение ребенка в системе образования.

Само направление гуманистической педагогики и гуманистического воспитания возникло под влиянием идей, разрабатываемых А. Маслоу и К. Роджерсом. В настоящее время в научно-популярной литературе достаточно широко освещаются основные положения принципов гуманистической педагогики, условий, необходимых для ее осуществления, методов и приемов, способствующих личностной переориентации педагогов, и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Муниципальные школы
Основными предметами в средней 9-летней школе являются шведский язык, английский язык и математика. В конце 9-го класса проводится единая по всей стране контрольная работа по каждому из этих предметов. Кроме того, изучаются такие предметы, как домоводство, рисование, физкультура, музыка, труд. Есть ...

Методические особенности проведения интегрированных уроков
В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации. Интеграция спо ...

Формирование светской парадигмы образования
Приведенные здесь описания формирования образования касается западноевропейского мира, так как на востоке образование имеет другую традицию. Нужно сказать, что характеристики светского образования в Новое время отличаются от современного. Новая социокультурные условия периода Возрождения породили г ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru