Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Работа по развитию речи учащихся на материале пословица и поговорок на уроках русского языка в начальной школе

Педагогика и воспитание » Развитие речи младших школьников на основе пословиц и поговорок » Работа по развитию речи учащихся на материале пословица и поговорок на уроках русского языка в начальной школе

Страница 2

В комплекте учебников «Слово» Желтовской Л.Я. и др. помещено 89 пословиц и поговорок. Результаты анализа сведены в таблице 6.

Таблица 6

Жанр

Пословицы и поговорки

Тема

Количество

Учебное пособие

2 класс

3 класс

4 класс

Желтовская Л.Я.

«Слово»

Ученье

Труд

Дружба

Добро

Родина

О качествах характера человека

8

8

11

1

8

5

1

2

7

3

1

2

3

2

6

20

Всего по классам

17

28

44

Всего в комплекте

89

Итак, по таблице видим, что тематика пословиц и поговорок разнообразна, особое место занимают пословицы и поговорки об учении, о качествах человеческого характера (терпение, щедрость, точность слова и др.). Количество изучаемых пословиц и поговорок от класса к классу увеличивается (во втором классе изучается 17 пословиц и поговорок, втретьем классе - 28, в четвертом классе - 44).

Таким образом, количественный и качественный анализ комплектов по русскому языку разных авторов указывает на тематическое разнообразие и достаточное количество пословиц и поговорок в составе учебного материала.

По таблицам видно, что пословицам и поговоркам как языковому материалу больше внимания уделяется в комплектах Рамзаевой Т.Г. и Желтовской Л.Я. Проанализировав методический аппарат учебников Рамзаевой Т.Г., мы выявили следующие приемы работы с пословицами и поговорками:

1. Приемы работы при изучении раздела «Орфография»,а) - Прочитай пословицу, каков смысл пословицы? Подчеркни сочетания жи, ча, ща. «Умей дружбой дорожить»; «Выручай товарища в беде».

б)- Спиши, разделяя слова на слоги. Поставь точку под гласными буквами,

«Если взялся за дело - доведи его до конца»

в)- Спиши пословицы, выдели парные согласные в корнях слов.

«Птица сильна крыльями, человек - дружбой».

г)- Подберите проверочные слова к словам с безударной гласной в корне,

«Сломить дерево - секунда, вырастить - года»

- Объясните выделенные орфограммы.

д) - Вставьте пропущенные буквы (при изучении слов с удвоенными согласными)

«Хороша нива у дружного ко ектива»; « .ора до добра не доведет».

2. Приемы работы при изучении грамматических тем.

а) - Определи падеж имен существительных в пословицах, назови знакомые тебе части речи.

«Тот герой, кто за родину горой»;

«Кто за правое дело стоит, тот всегда победит»,

б) - Прочитай, изменяя падеж существительных, которые даны в скобках.

«Человеку по (работа) воздается честь»;

«Не боится смотреть (правда) в глаза»;

«Букварь - к (мудрость) ступенька».

Образец: человеку (почему?, Д.п., 1-е скл.) по работе воздается честь.

в)- Вставьте в пословицы подходящее по смыслу прилагательное, выдели окончание,

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Диалектика систем, процессов и методов воспитания
Диалектика систем воспитания в достаточной мере обнаруживает себя по четырем линиям развития диалектических противоположностей: общественная система воспитания – семейная система воспитания, единая система воспитания – разрозненная система воспитания, система отдельного (сословного) воспитания – си ...

Идея, сущность и эффективность праздника
Детский праздник – один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце. Здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не ...

Опытно-экспериментальная работа по обучению первоклассников чтению и письму через использование моделей
Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня ориентации ребенка в системе языковых единиц. Задачи: оценить, насколько эффективной была работа со схемой слова; выявить, сложилась ли у детей ориентация на его звуковую структуру; измерить рефлексивность действий с языковым матери ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru